Как возникло право
В этой статье:
Как возникло право- теории и подходы
Когда и как возникло право не выяснено до настоящего времени. Ученые теряются в догадках, выдвигая одну теорию за другой.
Социально-диалектическая теория
Этот подход подробно описан и связан с возникновением обменных отношений между людьми и развитием общества. Справедливости ради заметим, что у представителей этого подхода речь идет о возникновении права в его развитых формах, и реализуется такая модель возникновения права не сразу. Такую оговорку можно найти у Е.Б. Пашуканиса: «Если оставить в стороне культуру первобытных народов, где мы вообще лишь с трудом можно выделить право из общей массы социальных явлений нормативного порядка, то даже в средневековой феодальной Европе правовые формы отличаются крайней неразвитостью…».
Если согласиться с приведенными уточнениями, что с победой обмена (который приходит в Европу лишь в Новое время, а окончательно побеждает после буржуазных революций) возникает именно развитое право (а с этим утверждением невозможно не согласиться), то необходимо более подробно рассмотреть предшествующие стадии его становления.
Антропологический подход
Еще один подход получивший отражение в современной теории права – это антропологический подход. Политическая антропология в последнее время занимает ведущие позиции. Сторонники антропологического подхода заявляют, что право как таковое изначально присуще обществу и является универсальным социальным явлением. Именно общество и его появление является катализатором возникновения права. Оно сопровождает общество на протяжении всего периода его существования и исчезнет вместе с ним. Эволюция общества заставляет развиваться и право и поэтому чем старше общество, тем более зрелое право его сопровождает, но при этом не изменяется его сущность.
Близкая точка зрения относительно возникновения права впервые фигурировала в юриспруденции в XIX веке. Она была высказана Г. Мэном, который полагал, что появление права было обусловлено древними судебными решениями и оно существовало еще до появления норм регулирования, ставших общеобязательными. Среди современных приверженцев теории можно назвать шведа Э. Аннерса, который является историком права. То право, что существовало при появлении человека и человеческих общин он называет примирительным правом родового строя, и связывает его с наличием конфликтов между общинами. Но не стоит забывать и о том, что немаловажную роль играли и внутриобщинные отношения, которые определяли положение индивида.
В этом смысле более последователен С.А. Дробышевский, один из немногих теоретиков права в нашей стране, разделяющих антропологический подход. Он усматривает существование права ещё в первичных локальных общинах охотников-собирателей. Но, к сожалению, он оставляет без рассмотрения важный (и сложный) вопрос о возникновении права и крайне скупо показывает механизм его перехода к более зрелым формам.
Наиболее убедительный подход к возникновению права
Последний описанный подход кажется более верным, если применять его к общепринятому пониманию права. Право должно быть общеобязательным именно исполнение этого условия может гарантировать нормальное функционирование общества. Таким образом, существование права подтверждается на основе исторических фактов. А значит общество одним своим существованием подтверждает существование права. Истоки права следует искать, прежде всего, в самом возникновении общества (главная предпосылка), в механизмах перехода общества от одного состояния к другому и в характеристиках воспроизводства общества на каждом этапе его развития, которым соответствуют основные стадии «зрелости» права. Возникшее право, или соответствующая традиция права, затем сохраняет свои основные характеристики, демонстрируя тем самым преемственность.