Приблизительно во второй половине XIX в. сложились и продолжают господствовать в юридической науке три типа правопонимания: теория естественного права, позитивизм (легизм, нормативизм) и социология права.

Возникновение, основные положения упомянутых классических подходов (их, как положительные, так и отрицательные моменты) подробно проанализированы в юридической литературе. Однако никто (насколько нам известно) не усмотрел их генетической близости вследствие их обусловленности относительно едиными представлениями об обществе эпохи модерна.

Суть этого представления можно свести к следующим положениям: объективизму, прогрессизму и теоретическому фундаментализму.

Проявления объективизма

Объективизм проявляется в нивелировании личностного, субъективного начала, квалифицируемый как волюнтаризм, который в любом случае не в состоянии изменить объективные законы природы и общества. То, что такие законы существуют и действуют с необходимостью также и в правовой сфере общества, кажется, не сомневается (в эпоху модерна) никто.

Этому утверждению не противоречит социальный (и методологический) атомизм доктрины естественного права. Права человека вечны и неизменны, они принадлежат всем и каждому, следовательно, они универсальны и объективны – таково господствующее представление моральной философии Нового времени.

Объективность воли суверена (для всех остальных), которая в любом случае должна соблюдаться, или системы норм права (в доктринах неопозитивизма), а также законов общества (законы юридической сферы – моменты законов социума) в социологоправовых теориях сомнения не вызывают.

Прогрессизм

Прогрессизм – это вера эпохи Просвещения во всемогущество человеческого разума, благодаря которому совершается поступательное движение истории. Законы истории объективны, но они проявляются в разных регионах мира по-разному.

Поэтому, по мнению сторонников такой точки зрения, существуют «более развитые в правовом смысле страны», «среднеразвитые» и «слаборазвитые». Первыми по этому пути прошли европейские страны (включая античные полисы), которые и стали «более развитыми»; все остальные рано или поздно должны повторить их путь, вследствие все той же объективности истории.

Рекомендуем!  Кодексы стран общего права

Отсюда вытекает, в частности, вера в то, что рецепты (правовые институты) одних стран легко могут (и должны) быть перенесены, заимствованы другими. На этих философских установках базируются теории правовой модернизации (в смысле вестернизации) и глобализации.

Теоретический фундаментализм

Теоретический фундаментализм включает в себя два момента. Во-первых, – веру в существование (или возможность формулирования в недалеком будущем) такой теории, которая, базируясь на познанных объективных законах, в состоянии полно, исчерпывающе описать, объяснить и предсказать возникновение, развитие и функционирование правовых явлений. Во-вторых, – веру в ее (теории) преобразовательную миссию.

Право с этой точки зрения – важнейший инструмент переустройства общества. А это, опять-таки, возможно только в том случае, если соответствующая теория права является единственно верной, постигшей объективную истину – суть права.

Современное общество, именуемое постмодернистским или постиндустриальным, информационным, обусловливает иные, по сравнению с социумом эпохи модерна, основания права и правопонимания.

Что же отличает современное общество от социума середины XX в.? Постмодерн, или постклассическое науковедение, по крайней мере, в его умеренном варианте – это антиобъективизм, антипрогрессизм и антифундаментализм.

В качестве антиобъективизма постклассика акцентирует внимание на первостепенной роли субъективизма и непредсказуемости (случайности).