Право возникает как адаптивная функция социума

Возникновение права имеет некоторые особенности, которые зависят, в том числе и от уровня развития общества, которое в свою очередь оказывает влияние на право.

Право как механизм воспроизводства социума

Право возникает как адаптивная функция социума (его структурных единиц), как средство включения каждого отдельного индивида в социальное целое (с помощью подавления его агрессии) и как один из механизмов «социального отбора» и «социального наследования».

Их возникновение и переход от одной формы зрелости к другой является результатом инновационной деятельности отдельных структурных единиц социума и может быть описан формулой «вызов – ответ» (А.Тойнби).

Право как механизм воспроизводства социума представляет собой способ оформления реально сложившихся общественных отношений. Аналогично этапам эволюции человечества говорится и об этапах эволюции права. Представляется возможным предложить следующую схему «всемирной истории». На первом этапе развития человечество представлено локальными цивилизациями, они мало контактируют между собой и сохраняют свою самобытность.

Их количество в данном случае не принципиально. Среди таких цивилизаций выделяют античную, европейскую, восточную, африканскую и американскую. Все они, несмотря на существенные отличия, основываются на отношениях территориального коллективного членства.

Этапы эволюции права

В XII веке на Западе Европы происходит своеобразная «мутация», приводящая к бурному развитию обменных отношений, пребывавших до той поры в латентном, зародышевом, неразвитом состоянии. Формируется идеология индивидуализма на фоне развития торговли, а вместе с ней и особая психология человека.

Европейские территории начинают сливаться воедино и распространяют свое влияние по миру. Этот период, в котором обменные отношения сосуществуют с отношениями территориального коллективного членства, именуется Новым временем. Завершается он полной победой обмена в результате буржуазных революций и знаменуется приходом новейшего времени.

Рекомендуем!  Формы социальных норм в древнем обществе

Во второй половине XX в.установившийся порядок сменяет «постновейшее» время, контуры которого пока только прорисовываются, хотя общая тенденция выглядит достаточно отчетливо – признание многообразия культур, путей и форм эволюции.

Исходя из вышеизложенного, общая схема исторического процесса может быть представлена как переход от локальных цивилизаций к Новому, а затем новейшему времени, а от него – к постновейшему.

Эпоха локальных цивилизаций распадается на несколько периодов, которые традиционно именуются в соответствии с политическим измерением: эгалитарные сообщества охотников-собирателей (зарождение политической организации и права); потестарные общинные и племенные образования, союзы племён, для которых характерно примирительное право; архаичное, древнее право ранних государств. Эпохе модерна соответствует право, являющееся формой обменных отношений.

Анализ формы зрелости права

Такой подход соответствует методологии восхождения от абстрактного к конкретному, при котором изучаемое явление анализируется с момента его зарождения (исходные предпосылки права в родоплеменном обществе или обычай в знаменитой схеме Гегеля) и до современного состояния, включая все промежуточные стадии (право в форме закона).

То есть этот подход не пытается выявить «день рождения» права (что представляется невозможным), а предполагает, насколько это возможно, подробный анализ эволюции форм зрелости права.

Таким образом, право как субстанциональное явление берет свое начало от зарождения человеческого общества в виде древнейших социальных норм («зародыш» права), которые своим присутствием сделали возможным выживание в условиях естественного отбора зачатков социума и обеспечили дальнейшую эволюцию.

При этом заметим, что эволюция не является однолинейным процессом, она включает разнонаправленное движение, и доказательств жизненной необходимости этого процесса просто нет.