Субъекты административного права. Управленческие отношения представляют собой довольно специфическую область правового регулирования, поэтому в качестве ее участников могут быть специальные субъекты.

В общественных отношениях, связанных с управлением, присутствуют субъекты административного права. Суть которых, заключается в возможности быть участниками управленческих отношений и обладать необходимым комплексом прав и обязанностей.

Виды субъектов административного права

В теории субъекты административного права имеют определенную классификацию, позволяющую упорядочить общественные отношения в государственно-управленческой сфере. В большинстве случаев субъекты административного права принято подразделять на индивидуальные и коллективные.

В качестве индивидуальных субъектов выступают: гражданин России, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Однако среди индивидуальных субъектов выделяются и специальные, которыми могут быть: должностные лица, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие, индивидуальные предприниматели.

Коллективные субъекты подразделяются на две группы: государственные и негосударственные. К государственным субъектам относят: государство, в лице должностных лиц и органов, регионы, муниципалитеты, государственные предприятия, учреждения и организации федерального значения.

К негосударственным относят всех остальных юридических лиц, имущество которых не находится в федеральной или региональной собственности. А именно, можно отнести: коммерческие организации, общественные и религиозные объединения, муниципальные образования.

Административная правосубъектность

Чтобы быть субъектом административного права необходимо для этого обладать определенными качествами, одним из которых выступает административная правосубъектность. Значение которой, в наделении субъектов необходимым статусом и полномочиями для участия в управленческой деятельности государства.

Административная правосубъектность позволяет быть субъектами административного права и иметь способность совершения юридически значимых действий, например, получение паспорта, выдача лицензии на оружие, приобретение статуса индивидуального предпринимателя.

Административная правоспособность

В Российской Федерации граждане обладают множеством прав и свобод. Чтобы их реализовать, гражданин приобретает административную правоспособность, которая возникает с рождения.

Рекомендуем!  Лишение прав за пьянку по ст. 12.8.1 КоАП РФ, можно ли избежать наказания и вернуть права

Однако в силу специфических отношений, административная правоспособность может возникать и в иных случаях. Например, для должностных лиц моментом возникновения считается принесение присяги или заключение служебного контракта.

Юридические лица наделяются данным свойством с момента государственной регистрации.

Прекращение административной правоспособности связывают обычно либо со смертью физического лица, либо ликвидацией юридического лица.

Административная дееспособность

В административном праве существует специфический вид дееспособности в отличие от гражданского права, где она возникает только по достижении 18 лет, либо в случаях прямо предусмотренных законом.

Административная дееспособность, как правило, возникает поэтапно. Суть ее в том, что субъект, применяя для этого конкретные усилия или действия, берет на себя обязанности и исполняет их. За неисполнение может привлекаться к ответственности.

Например, с 14 лет каждый гражданин обязан иметь основной документ, который удостоверяет его личность, за отсутствие данного документа, могут применяться административные штрафы. Также гражданина не имея паспорт, не сможет вступать в общественные отношения, требующие определенных документов.

С 16 лет гражданин начинает нести административную ответственность. Но реально с 16 до 18 лет отвечают за данных лиц их законные представители.

Но в полной мере административная дееспособность начинает действовать с 18 лет.