Установление границ и изменение территории муниципального образования относится к компетенции органа государственной власти субъекта Федерации. При этом неотъемлемой частью данной процедуры будет выявление мнения населения на вносимые изменения в составе территории.

Установление границ муниципальных образований

Итак, для рационального использования всей территории региона, целесообразно его разделять на части. Каждая часть имеет значение муниципального образования. Местная власть будет действовать на территории муниципалитета самостоятельно, но определение количества частей, форм и местоположение решается на региональном уровне.

Поэтому компетенция установления границ территории муниципалитета принадлежит региональным органам власти, грубо говоря, губернатором. По каждому случаю введения новых границ или процедуры изменения территории требуется региональный закон.

Изменение территории муниципалитета

Причин для изменения территории муниципалитета может быть достаточное количество. Например, развитие инфраструктуры, перенаселение, нехватка земли для ведения сельского хозяйства, расширения территории кладбища. А также негативные изменения, связанные с убылью населения, приход в негодность или исчезновение системы инфраструктуры и услуг, необходимых населению.

Если обратить внимание, то в начале 90-х годов ряд колхозов и совхозов практически развалились, а это и были, по сути, муниципалитеты, только не признаваемые тогда Советами как местное самоуправление. Тем не менее, тенденция продолжается из-за уничтожения плодородия почв, банкротства и нерентабельности в ведения сельского хозяйства.

И в подобных ситуациях необходимо вмешательство региональных властей, роль которых заключается в перераспределении территорий, путем преобразований, объединений или упразднении муниципальных образований.

Преобразование в иные формы муниципальных образований

Процедура преобразования имеет своей целью упорядочивание муниципальных отношений по рациональному использованию территории региона.

Процесс реализации может проходить посредством:

  • Объединения смежных территорий муниципальных образований
  • Разделения одной территории на части
  • Внесение изменений в статус муниципалитета, то есть изменение существующей формы, например, городского поселения на городской округ
  • Присоединение малой территории села к более крупному сельскому поселению или города поселкового типа
  • Посредством процедуры выделения в составе одной территории муниципалитета частей, например, в границах городского округа появление внутригородских районов
Рекомендуем!  Государственный экологический учет

Важной особенностью процедуры преобразование является наличие согласия смежных территорий муниципальных образований на данные изменения.

Подобные согласия могут быть получены, в том числе путем проведения голосования населения, так как это непосредственно может коснуться прав граждан, проживающих на соответствующей территории.

Упразднение муниципалитета

Режим упразднения территории муниципального образования связывают с понижением плотности населения. Другой причиной может послужить труднодоступность к территории населения, отсутствие транспортной инфраструктуры, связи, и иных услуг населения.

Для принятия решения об упразднении территории требуется проведения схода населения, которые должны решить этот вопрос и документально подтвердить свою волю. Впоследствии упраздняемая территория, которой может быть село или населенный пункт, переходит в ведение муниципального района.

После принятия гражданами решения на сходе, необходимо принятие регионального закона. Когда с инициативой упразднения выступают региональные власти, то требуется выяснения мнения населения, которое проводится путем опроса.

Таким образом, упразднить территорию может регион, но при наличии на это согласия, проживающего там населения, в том числи его оставшейся его части.