Институт местной власти имеет давнюю историю. Организация власти на государственном уровне не всегда эффективно реализуется, если сосредоточена в руках центра. Местная власть позволяет наиболее четко передать волю государства не только в крупных городах страны, но и поселках сельского типа.

В России зарождение местного самоуправления связывают с принятием Основного закона страны в 1993 году. Благодаря Конституции России народ может на более близком уровне реализовывать свои политические права в управлении государством.

Конституционные основы о местном самоуправлении

Так как наше государство на конституционном уровне провозглашается демократическим, то это обязывает центральную власть проводить делегирование и распределение полномочий на местах.

Именно Конституция провозглашает и гарантирует каждому участвовать в управлении государством на местном уровне. В связи с чем право гражданина на местное самоуправление подлежит защите на конституционном уровне. Запрещается это право ограничивать или устанавливать дополнительные критерии по каким-либо признакам, например, половому, национальному.

Конституция обязывает организацию муниципалитетов во всех субъектах страны. Тем самым происходит деление субъектов по административно-территориальному признаку, охватывая при этом все части и глубинки страны властью и управлением.

Основной закон страны является центральным нормативным актом в сложном звене построения и организации местного самоуправления. Существует важное правило, согласно которому, все принимаемые нормативные акты не должны противоречить Конституции, так как они принимаются во исполнение и реализацию конституционных положений.

Принципы местного самоуправления

Основной закон страны и федеральное законодательство закрепила ряд принципов, позволяющих осуществлять организацию местной власти внутри страны.

К таковым можно отнести:

  • Самостоятельность, выступающая центральным критерием в организации местного управления, согласно которой местное управление находится в разрывной связи с властью государственной. В свою очередь государство никоим образом, не может вмешиваться в деятельность муниципалитетов
  • Наличие собственных средств, посредством которых в городах и населенных пунктах осуществляется финансовая деятельность, проводится налогообложение и создаются собственные предприятия и учреждения
  • Осуществляя местную власть, органы местного самоуправления и должностные лица действуют под свою ответственность
  • Реализация местной власти происходит как в непосредственном виде, то есть через выборы и референдумы, так и посредством системы местных органов и должностных лиц, которые преследуют интересы населения
Рекомендуем!  Местные выборы: правовая характеристика

Самостоятельность местного самоуправления

Местное управление самостоятельно в процедуре формирования собственной структуры и аппарата местной власти; в установлении финансовых основ организации и управления территорией.

Самостоятельность муниципалитетов устанавливается и гарантируется государством, которое в свою очередь не должно вмешиваться в данный процесс, за исключением, когда население ограничивается в правах.

Тем не менее, без государственной поддержки невозможно осуществлять должным образом власть на местном уровне, поэтому государство вплотную взаимодействует с местными органами, принимает законы и помогает в организации и проведении избирательной компании.

Также важным является провозглашение государственной защиты института местной власти.