Административно-правовые нормы. Любые общественные отношения подлежат нормативному регулированию. В механизме правового регулирования применяются нормы права, которые в административном праве именуются административно-правовыми нормами.

Особенностью административно-правовых норм является тот факт, что они устанавливаются государством и направлены на урегулирование управленческих отношений, упорядочивание правил поведения граждан в обществе. Данные нормы права возникают в сфере действия исполнительной власти России.

При этом нормы административного права имеют распространение как на правовые так и не правовые поступки граждан, организаций и иных участников управленческих отношений.

Цель норм права, в том числе и административных – организация и упорядочение общественных отношений, складывающихся между гражданином и государством.

Нередко, значение административных норм несет в себе наделение граждан определенным статусом. Служит для реализации прав и законных интересов в гражданском обществе.

Таким образом, административное регулирование применимо в различных сферах общества и служит интересам этого общества

Структура административно-правовых норм

Любая правовая норма состоит из частей или элементов. В административном праве также сохраняется это требование теории права.

В структуру административно-правовых норм включаются следующие компоненты:

1) Гипотеза, которая редко употребляется в построении общей структуры нормы права. Однако, если содержится во внутреннем устройстве, то представляет собой некое условие, либо определение того или иного правила поведения. Часто этот элемент права можно встретить в общих положениях нашего законодательства.

2) Диспозиция – это и есть непосредственно правило поведения, специально разработанное органами государственной власти, чтобы субъекты административного права четко им следовали. Диспозиция в свою очередь имеет несколько направлений. Во-первых, она обязывает субъектов права к определенным действиям или поведению, и называется предписанием. Во-вторых, может устанавливать какие-либо запреты и ограничения, для участников общественных отношений. В-третьих, они устанавливают свободу действий для участников управленческих отношений, хотя и имеют императивный характер. Это может выражаться в допустимости в правилах поведения действовать или не действовать определенным образом или отказаться от такового участия вообще. Такие нормы называются дозволяющими.

3) Санкция – это элемент, присущий тем отношениям, которые могут использовать меры административного воздействия на участников управленческих отношений. Зачастую они выражаются в неблагоприятных последствиях для того лица, которое допустило нарушение нормы закона или иного правила поведения, обязательного для исполнения каждым.

Таким образом, структура административно-правовых норм имеет четкий механизм организации всех элементов, служащих базисом для управленческих отношений.

Виды административно-правовых норм

Действие административно-правовых норм имеет достаточно разветвленный характер, так как они применяются в различных сферах жизни общества и государства. Поэтому виды административно-правовых норм можно классифицировать следующим образом:

  1. Охранительные и регулятивные, обеспечивающие нормальное функционирование системы права и поддерживающие безопасность и правовой порядок.
  2. По сфере применения в конкретном поведении субъекта могут быть обязывающие, запрещающие и разрешающие.
  3. По масштабам распространения могут быть федеральные, региональные и местные.
  4. По характеру направленности общие и специальные.

Реализация административно-правовых норм

Для воплощения в жизнь определенных правил поведения, государством разработан четкий механизм, который называется реализацией административно-правовых норм.

Процесс реализации административно-правовых норм зависит от конкретной ситуации, сферы деятельности и круга участников. Поэтому могут делиться на исполнение, применение, использование и соблюдение.

Рекомендуем!  Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина