Как сказано в Конституции России, каждый гражданин может направлять устные или письменные требования в органы государства или местного самоуправления.

Такие обращения могут быть коллективные и индивидуальные. Каждое уполномоченное лицо, не вправе отказать в принятии обращения гражданина, если иное не предусмотрено законом.

Никто не вправе принуждать граждан к подаче обращений, преследовать его в связи с обращением. Также государством гарантировано, что процедура обращения является бесплатной.

Виды обращений граждан

Действующим законодательством РФ, предусматриваются следующие виды обращений граждан:

  1. Заявление, в ходе которого гражданин просит уполномоченный орган или должностное лицо содействовать реализации его прав и свобод, например, заявление о выдаче лицензии на оружие, заключение, расторжение брака в ЗАГСе.
  2. Предложение, согласно которому, гражданин оказывает помощь рекомендательного характера для органов власти и управления в области совершенствования норм права, правил поведения, порядка организации управления, проектов и планов развития города, благоустройства территории, разработка местного бюджета.
  3. Жалоба предполагает право гражданина обратиться за защитой своего нарушенного права, требование о восстановлении положения, например, заявление в полицию по факту причинения вреда здоровья, хищения имущества, исковое заявление в суд о признании права, факта и т. д.

Порядок рассмотрения обращений

Чтобы направить обращение в орган власти нужно выполнять ряд условий:

  1. Составить сам текст обращения, с соблюдением всех необходимых реквизитов и форм его написания.
  2. Обращение необходимо направить в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса. Если гражданин направил обращение не по подведомственности, то в принятии обращения должностным лицом не отказывается. В этом случает на должностное лицо возлагается обязанность разъяснить права гражданина и направить по подведомственности в течение семи дней. После чего, должностное лицо уведомляет о том, что его обращение было перенаправлено в другой орган.
  3. При подаче обращения, оно подлежит регистрации в трехдневный срок.
  4. Общий срок, который отводится на рассмотрение, не может превышать 30 дней. В отдельных исключительных случаях, когда должностному лицу потребуется выполнить запрос, истребовать дополнительные документы, то срок может быть продлен еще на 30 дней.
Рекомендуем!  Административно-правовой статус гражданина РФ

Таким образом, предусмотренный порядок рассмотрения обращений, гарантирует своевременность рассмотрения проблем гражданина. Если данный порядок будет нарушен, то гражданину может быть отказано в реализации его прав.

Отказ в принятии обращений

Отказом в принятии обращений могут послужить следующие обстоятельства:

  • Гражданином, не представлен необходимый пакет документов для подачи обращения
  • В тексте обращения содержится ненормативная лексика, угрозы в отношении должностных лиц
  • Текст невозможно прочитать, из-за особенностей почерка человека
  • Если гражданин направляет административную жалобу в вышестоящую инстанцию, а в жалобе содержится требования пересмотреть решение суда
  • Если гражданином направляется неоднократно один и тот же вопрос в обращении, то более второго раза, обращение рассматриваться больше не будет
  • В случае, если невозможно дать ответ из-за отсутствия информации, или недопустимости разглашения сведений охраняемых законом
  • Не допускается направлять жалобу тому лицу, действия которого гражданин обжалует