В Российской Федерации существует множество общественных отношений, затрагивающих все сферы общественной жизни гражданского общества.

Одни правоотношения предполагают равноправное положение их участников, а другие подчиняют этих участников к определенному поведению. Как раз последние правоотношения называются административно-правовыми отношениями.

Являясь разновидностью правовых отношений, они имеют специфическое правовое регулирование и как правило именуются управленческими, так как получают свое воплощение в специфической области управления государством. Как правило, они складываются по поводу реализации исполнительной власти.

Направление административно-правовых отношений ограничивается ветвью государственной власти – исполнительной, в основе которой реализуется юридически-властная деятельность государства по управлению различными сферами жизни общества. В основе данных отношений лежат меры принудительного характера, обеспечивающие реализацию административно-правовых норм.

Особенности административно-правовых отношений

Любые правовые отношения имеют свои отличительные характеристики, позволяющие их различать в отраслях права. В том числе и управленческие отношения имеют присущие им свойства.

В качестве особенностей административно-правовых отношений, в юридической литературе закрепляется различные точки зрения, но общими являются следующие:

  • Так как сфера деятельности административно-правовых отношений это управление, то в их основе присутствует властный характер, поэтому они именуются властеотношениями
  • Главным участников управленческих отношений является государство, в лице его органов и должностных лиц
  • Наделение субъектов данных правоотношений правосубъектностью, происходит с участием публичной администрации
  • Вступая в отношения с государством, как правило, реализуются публичные интересы
  • Важным элементом управленческих отношений, служит механизм государственного принуждения, который потенциально применим в ситуациях нарушения предписаний и правил поведения, установленных государством

Таким образом, можно подчеркнуть, что важной особенностью административно-правовых отношений является их властный характер и обязательность в исполнении предписаний установленных для другой стороны в данном правоотношении.

Рекомендуем!  Понятие и признаки административного правонарушения

Виды административно-правовых отношений

Управленческие отношения имеют широкий спектр направлений, поэтому можно выделить следующие виды административно-правовых отношений:

  1. Внутренние отношения присущие определенной структурированной деятельности в сфере исполнительной власти.
  2. Внешние, которые направлены на управляемые объекты, например, граждан
  3. Вертикальные, присутствующие в отношениях участников управления, находящихся в подчиненности
  4. Горизонтальные предполагают юридическое равенство участников, так как они реализуют функции управления на одинаковом уровне государственной власти
  5. Материальные, наделяющие участников правоотношений административным статусом
  6. Процессуальные, устанавливающие определенную процедуру в реализации управленческих отношения

Таким образом, виды административно-правовых отношений имеют различную классификационную природу, благодаря тому, что получают реализацию во всех сферах общественной жизни людей.

Структура административно-правового отношения

Структура любого правоотношения, в том числе и административно-правового отношения включает следующие составляющие:

Субъект это участники правоотношений, к которым могут относиться: граждане, организации, государство, субъекты России, муниципалитеты.

Объект это то, на что направлены усилия субъектов в реализации прав и обязанностей.

Содержание административно-правового отношения включает в себя обстоятельства, при помощи которых они возникают и прекращаются. В содержание входят юридические факты.