Целесообразность анализа источника права. Представляется целесообразным начать анализ источника права с его лингвистического аспекта. Лингвистический «поворот», сыгравший важную роль в формировании постклассического науковедения, акцентирует внимание на повседневном употреблении тех или иных слов в процессе восприятия, интерпретации и структурирования мира.

Язык – выражение источника права

Признавая существенную роль внеязыковой социальной реальности, тем не менее, нельзя не признать, что последняя определяется языком (речью), шире – знаково-символическими формами, опосредующими любое социальное явление и наделяющее его индивидуальным смыслом и интерсубъективным значением, что, собственно говоря, и обусловливает специфику социального. Поэтому социальная наука является рефлексией над словоупотреблением, прежде всего, обыденным опосредующим общественные отношения.

В обыденно словоупотреблении, фиксируемом в толковых словарях, термин «источник» раскрывается либо как то, что дает начало чему-либо, служит для чего-либо исходным материалом, или же непосредственно как документ, на основании которого производится какое-либо научное изыскание, или же как отправная точка для дальнейшего развития чего-либо.

Понятие источника права

Исходя из сложившегося понимания под источником права следует понимать его начало, то откуда оно ведет свое развитие. Особенно важной задачей представляется определение роли источника в системе правоообразования, при этом одно явление необходимо рассматривать в контексте другого.

Для любителей схем непосредственно механизм правообразования предстает в следующем виде: правовая инновация выступает в роли первичного (исходного) материала и в дальнейшем воплощается во внешнем мире в определенной форме, которая многократно повторяется в действиях людей (субъектов права).

Исходя из изложенной точки зрения П. Бурдье, который в свою очередь ссылается на авторитетное мнение Б. Паскаля источник права являет собой правовую инновацию, которая в свою очередь разработана и внесена в существующую в обществе правовую систему. Именно эта последовательность, по мнению названных авторов, и лежит в основе любого закона.

Рекомендуем!  Социальное представление о праве

Механизм правообразования

Изложенное выше порождает в свою очередь целый блок вопросов. Они касаются как порядка внесения правовой инновации (произвольно или насаждаемо), так и множества других факторов. Споры ученых, которые поддерживают и одну и другую точку зрения не утихают до сих пор.

В частности Ф.А. фон Хайек считает, что «картезианский рационализм», предполагающий всемогущество разума человека, способного создать проект идеальных социальных институтов является ошибочным в корне. По своей сути такое представление можно назвать возвратом к приметивным способам мышления существовавшим ранее. Так как все происходящее не может быть порождением чьего бы то ни было замысла.

Так же он говорит и об ошибочности мнения о прямом следствии эффективности действий человека из его знаний. А сложившиеся в реальности институты общества представляют собой результат применяемых в обществе на протяжении длительного времени действий, их привычек, практик, обычаев, которые в свою очередь применяются без преследования какой-либо цели.