В России долгое время присутствовала монополия на природные ресурсы. Лишь с принятием Конституции РФ 1993 года ситуация была изменена. В настоящее время допускается частная собственность на объекты окружающей среды.

Какие природные объекты могут находиться в частной собственности, регламентирует природоресурсное законодательство. В большинстве случаев все же сохраняется монополия государства на природные объекты.

Граждане могут иметь в собственности землю и водные объекты. Иные компоненты окружающей среды находятся под запретом и предоставляются только в пользование.

Собственники на природные ресурсы

Природные объекты могут быть предметом государственной, муниципальной и частной собственности. В связи с этим можно выделить следующих собственников: государство, регионы, муниципалитеты, организации, не зависимо от организационной формы, граждане, иностранцы.

Государство, являясь федеральным собственником, разделяет в совместном ведении правомочия собственности на природные объекты с регионами.

Муниципальные собственники приобретают полномочия на природные объекты при вновь образованном муниципальном образовании, а также путем наделения их государственными полномочиями в отношении отдельных природных объектов.

Граждане и организации могут владеть свободно земельными участками и находящимися в их границах водными ресурсами, например, прудами.

Иностранцы наравне с гражданами России обладают правами и свободами, в том числе и правом собственности на природные объекты, но это право имеет некоторые ограничения, например, они не могут иметь в частной собственности земли сельхоз назначения.

Правомочия собственников на природные ресурсы

 Правомочия на объекты окружающей среды подразумевают владение, пользование и распоряжение. Если рассматривать государство, то фактически из трех полномочий реально осуществляется реализация правомочием распоряжения, так как владеют и пользуются объектами окружающей среды, специально уполномоченные государственные органы.

Примером распоряжения может быть наделение региона правом собственности на отдельные объекты природы. Государство может продавать изъятые из недр полезные ископаемые, что не могут сделать граждане.

Граждане владея землей, решают вопрос о допуске на нее того или иного гражданина. Пользование представляет собой извлечение полезностей, плодов, продукции при непосредственном взаимодействии с компонентом окружающей среды.

В данном случае на земле гражданина может выращивать фрукты, овощи и употреблять их для личных нужд. В собственном пруду гражданин может разводить рыбу. Распоряжение природными компонентами предполагает решение вопроса о дальнейшей судьбе этого объекта.

Однако, в гражданский оборот допускаются только те ресурсы, которые были приобретены на законных основаниях. Иностранцы могут свободно вступать в права наследования на земельные участки, кроме тех категорий, которые не предоставляются в их собственность.

Охрана права собственности на природные ресурсы

На собственника природных объектов возлагаются обязанности по сохранности и рациональному использованию, так как данный вид объектов недвижимости имеет свои особенности в использовании.

Со стороны государства осуществляется государственный контроль и надзор. Контроль проявляется в проведение ежегодного мониторинга состояния природных ресурсов. Собственник должен принимать дополнительные меры по охране, выражающиеся в недопущении загрязнения и уничтожения природных ресурсов.

Так, землепользователь обязан принимать меры по увеличению плодородия земель, не допускать захламления, загрязнения, заболачивания, иссушения. В противном случае, собственник может быть привлечен к ответственности, например, изъятие сельхоз земель за использование не по назначению.

Рекомендуем!  Мэр, как глава муниципального образования