Источники английской конституции. Вопрос о соотношении конституции и прецедентного права является составной частью проблемы взаимодействия писаного и неписаного права. Однако конституция представляет собой правовой акт особого свойства, который играет важную роль в правовой системе.

Концентрируя в себе основы государственности, конституция для правовой системы является исходным началом. С другой стороны, правовая среда, в которой действует конституция, в свою очередь оказывает обратное воздействие на конституцию. Соответственно правовые системы стран «общего права», формированные под влиянием прецедентного определяют черты действующих конституций.

Неписаная конституция 

Она представляет собой такую конституцию, которая существует в виде определенного писаного акта. Состоит неписаная конституция из норм прежде всего неписаного характера прецедентного и простого.

В неписаную входят и законы, но они не имеют юридической силы, нежели другие акты парламента. По мнению классиков английского конституционного права Уаид и Филлипс, в Англии «не существует особого юридического шика, урегулированного в форме кодекса, могущего подвергнутся изменениям только на основе волеизъявления специального учредительного собрания или при обращении к народному голосованию. Однако, есть объединение, которая создает конституцию правовых норм, частью статутного, общего и конституционно-обычного права.

Три источника английской конституции

Уайд и Филлипс выделяют три источника английской конституции: прецеденты, обычаи и законы.

Хотя прецеденты относятся к составной части всей конституции, нельзя сказать, что это ее основная часть. Прецеденты решают вопросы, которые касаются только привилегий короны.

Прецедентное право разработало многие важные нормы конституционного права, которые в будущем получили статутное выражение.

Нельзя упустить другой неписаный источник английской конституции — так называемые конституционные обычаи.

Обычаи конституции

Конституционные обычаи решают важные конституционные вопросы. Согласно соглашению, Корона в любом случаи подпишет акт, который одобрили обе стороны парламента; соглашения решают взаимоотношения Короны и , руководство Короной внешней политикой только при согласии (а по существу, только по установкам) кабинета.

Назначение Короной премьер-министром лидера партии, получившей большинство мест в нижней палате парламента — палате общин, порядок ухода кабинета в отставку также регулируется конституционными соглашениями. Все эти вопросы чрезвычайно важны для нормального функционирования политической системы Великобритании, и их несоблюдение может серьезно сказаться на политической жизни.

Рекомендуем!  Сложность заимствования римского права для Англии