Ситуация, когда у гражданина появляется право получить наследство, возникает только в результате смерти близкого человека. Данные обстоятельства служат для открытия дела у нотариуса. Ведь имущество, которое принадлежало покойному должно перейти к новому владельцу.

Первостепенное право на это имущество принадлежит наследникам. Однако для того чтобы, распоряжаться имуществом со всей полнотой, необходимо оформить свидетельство о праве на наследство.

При этом, обращаем внимание на сроки, в которые нужно уложится, чтобы не лишиться имущества. По закону они оставляют 6 месяцев (ст. 1114 ГК РФ), за это время приемнику нужно заявить свои права о принятии наследства.

Как оформить свидетельство о праве на наследство

Вопрос, где и как оформляется документ, свидетельствующий, что имущество перешло к гражданину в результате наследования, тревожит в первую очередь.

Законодательство увязывает данное обстоятельство с последним местом проживания умершего. Вместе с тем необходимо указать, что свидетельство нотариус дает в результате окончания наследственного дела.

Лицом, которое обладает правом открытия, и ведения процесса является нотариус.

Есть и другие лица, которые обладают полномочиями на совершение нотариальных действий, но их права существенно ограничены. В основном они могут осуществлять только заверение документов.

В итоге следует сделать вывод о том, что обращаться нужно к нотариусу. Только так, можно оформить свидетельство о наследстве.

Заявление о выдаче свидетельства о наследстве

Для оформления наследства необходимо написать заявление в адрес нотариуса.

В нем содержатся следующие сведения:

  1. Ф. И. О. приемника и умершего гражданина.
  2. Указание на дату смерти.
  3. Адрес последнего места жительства покойного.
  4. Основания для оформления права наследования, то есть наличие родственных связей, завещание или другие обстоятельства, указывающие на то, что обращающийся является законным преемником.
  5. Информацию о том, что входит в наследственную массу.
  6. Местонахождение наследуемого имущества.
  7. Сведения о наличии других наследников (если они есть).
  8. В конце заявления необходимо поставить число и подпись.

Данный список содержит указания лишь на основные пункты заявления. В зависимости от специфичности имущества, может потребоваться предоставление дополнительной информации.

Для уточнения всех необходимых нюансов, следует проконсультироваться с юристом. Для понимания какие действия должен совершить нотариус, нужно иметь представление о процедурах наследственного дела.

Поэтому, чтобы выяснить, как получить свидетельство о наследстве, читайте статью дальше.

Действия нотариуса для формирования наследственной массы

После того, как нотариус примет заявление, его действия в основном буду направлены на проверку всех сведений и данных, указанных в нем.

Для этого нотариусу предстоит сделать ряд запросов. Проверке будут подвергнуты практически все сведения.

К ним относятся:

  1. Действительно ли умер наследодатель.
  2. Последнее место проживания умершего гражданина.
  3. Наличие или отсутствие других претендентов на имущество.
  4. Подлинность завещания (если оно существует).
  5. Наличие родственных связей или других оснований для принятия наследства.
  6. Информацию о имуществе покойного, а именно, на каких основаниях оно принадлежало ему, нет ли обременений на недвижимость и транспортные средства.

Здесь еще необходимо указать на тот факт, что нотариус не вправе требовать от заявителя подтвердить сведения о имуществе. Он обязан осуществить запросы сам.

В случае если возникли сомнения, в какой-либо информации, он вправе остановить производство по наследственному делу до выяснения обстоятельств, либо отказать в выдаче свидетельства.

В таком случае вопрос придется решать в суде.

Если же с документами все впорядке, выдача свидетельства о праве на наследство нотариусом осуществляется через 6 месяцев после смерти наследодателя.

Наследование нематериальных прав

Часто случается так, что наследодатель имел выгоду от результата интеллектуальной деятельности, либо пользовался другими нематериальными благами.

Это могли быть написанные книги и выплаты за это гонорара, какие-либо изобретения, приносящие постоянный доход.

Так вот права прибыль при таких обстоятельствах могут перейти по наследству. Конечно, для этого о них тоже необходимо заявить нотариусу.

Вместе с тем нужно отметить, что люди часто путают понятия право распоряжения имуществом с нематериальными благами.

Бывает так, что наследодатель фактически осуществлял управление и владение имуществом, но с юридической точки зрения, права собственности на наследство не имел.

Иногда некоторые клиенты приходят к нам с вопросом: “Можно ли оформить имущество, если оно было передано по доверенности?”

В качестве ответа приведем пример:

«Наследодатель имел автомобиль, которым распоряжался по доверенности. Неважно, кем она была выдана. Важно, что доверитель дал ее именно умершему гражданину. Доверит ли он распоряжаться автомобилем наследнику – большой вопрос.»

В данном случае автомобиль не наследуется.

Некоторые особенности и другие важные вопросы

Изложенная выше информация должна помочь ускорить оформление наследства. Нотариуса, дальнейшая судьба унаследованного имущества не интересует. Его действия и полномочия на этом закончены.

В связи с чем у наших клиентов возникает вопрос: «Нотариус выдал свидетельство о наследстве, что дальше?»

Сразу необходимо сделать оговорку, что свидетельство не нужно где-либо регистрировать. Это самостоятельный документ, устанавливающий право распоряжаться недвижимостью.

Вместе с тем, документ является основанием для регистрации права собственности на имущество, а также получения сбережений в банке.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник sud-isk.ru.

Рекомендуем!  Очередность и основания наследования по закону