Мультикультурализм в области права. Одной из актуальнейших проблем культурологического подхода к правопониманию является правовой мультикультурализм. Тенденции, происходящие в современном мире, отличаются двумя противоположными векторами: глобализацией и локализацией.

Взаимосвязь глобализации и локализации

Существует предположение, что движение социальных групп, культур и обществ к локализации происходит в качестве ответа на глобализацию, значительно обгоняющую по скорости распространения потенциалы психологической адаптации. Сглаживание, уравнивание отличий приводит к единственному, всецело понятному стремлению остаться уникальным, самобытным.

Особое значение при этом придается сфере культуры – культурной самобытности наций, этносов и даже отдельных групп. При этом движение к культурной автономии обнаруживается все в большей степени на локальном уровне – местного самоуправления. С одной стороны эта тенденция не может не приветствоваться, хотя бы в силу важности, ценности любой культуры. Более того, для выживания человечества унификация, сопровождаемая процессом глобализации, должна быть уравновешена минимумом разнообразия. Но, с другой стороны, чрезмерное развитие подобной зависимости может оказать крайне негативное воздействие на развитие национальной культуры, существующей на уровне отдельного социума, а также возможность ею управлять.

Концепция мультикультурализма

Вопрос, рассмотренный выше, непосредственно относится к праву, выступающему формой фактически существующих общественных отношений. Одновременно реформирование законодательства должно учитывать тенденции, происходящие, в том числе, в культурной автономизации и сегментаризации современного общества.

Над осознанием описанной проблемы в 80 – 90-х гг. XX в. трудились представители социальной философии. Самое большое развитие из всех проведенных изысканий получила теория мультикультурализма, разработанная одним из первых Ч. Тейлором. Сторонники теории вполне обоснованно утверждают, что содержание современного общества образовано множеством культур, отличающихся разнородными, порой противоречащими друг другу ценностями. Важно то, что человек существует сразу одновременно в нескольких культурных сферах-пространствах. На сегодняшний день невозможно говорить о существования хотя бы одной неделимой, замкнутой, самостоятельной, цельной культуры. Каждая отдельно взятая культура, рассматриваемая неотрывно от общества, языковой или территориальной принадлежности, отличается неоднозначностью составляющих, различающимихся (может быть не противоположными, но разными) ценностными ориентациями.

Рекомендуем!  Анализ мотиваций

Важнейшие постулаты мультикультурализма

Главной идеей правового мультикультурализма является утверждение о том, что коль скоро не существует целостной, единственной в своем роде для всех человеческих сообществ культуры, которую возможно выразить через определенную, неделимую, совершенную ценностную систему с неким иерархическим построением, любое из культурных обществ обладает (должно обладать) собственной системой норм права, и руководствоваться исключительно ею. Не стоит при этом забывать, что важнейшими, узловыми элементами остаются именно культурные различия (их задача – обеспечение тождественности людей), и любое всякое влияние извне на эти отличия необходимо оценивать как глубочайшую несправедливость.