Роль действий личности в формировании правил поведения
Роль действий личности в формировании правил поведения. Кроме установления наличия диалога, важно в этой связи понять и возникновение определенных правил поведения, появляющихся в качестве правовой инновации. А также важно понять, что личность или субъект права принимают в этом не последнее участие.
Диалогичность права
Принятие мнения «Другого» представляет собой диалог личности и структуры – института, нормы права, бытийствующих, прежде всего, в правосознании, а затем в массово воспроизводимых практиках широких слоев населения. При этом с помощью механизма воплощения или создания предмета и введения его в объективную реальность осуществляется структурирование как реифицированного (или гипостазированного) социального представления, а с помощью распредмечивания (интернализации или интериоризации – по JI.C. Выгодскому) структура инкорпорируется в практики конкретных людей.
Зафиксировав многомерность – диалогичность права, можно попробовать определить, как указанные аспекты права взаимообусловливают друг друга, осуществляя тем самым воспроизводство правовой реальности. Суть самого механизма воспроизводства права представляют две фундаментальные антиномии:
1) личность – структура;
2) материальное – идеальное.
Правовой институт
Рассматривая названную выше позицию, любой из существующих правовых институтов будет являть собой единство, заключенное в конструкции, являющейся относительно крепкой. Она являет собой сформировавшийся образ, который ранее неоднократно повторялся в поведении и представлении о нем конкретных личностей и реализуемых в некоторых поступках конкретных людей. То есть, он происходит от субъекта в том смысле, что появляется вследствие первичного единичного действия.
Субъект в этом случае предстает как авторитет, носитель символического капитала. И именно он определяет некоторые действия как правомерные или противоправные. Осуществляется узаконивание созданной конструкции мира (социального института, правила поведения), т. е. принятие его обществом. Все это приводит к тому, что сконструированный мир реифицируется и начинает остьвосприниматься как объективная данность, природа вещей, естественная сущность.
Формулировка правил поведения
Здесь не следует упускать из виду, что социально значимый субъект создавая правила поведения и формулируя их отнюдь не креативит, его действия ограничены ресурсом наличных средств, здравым смыслом, и оценкой легитимирующего потенциала. Как замечает Н. Фэркло борьба за гегемонию и уже сложившиеся обстоятельства значительно сужают простор творческих возможностей.
В качестве ограничителей часто используются такие понятия как историческое прошлое, господствующая культура, состояние сфер общества, международное окружение именно в них и проявляется эта «борьба за гегемонию». Факторы, привносимые из вне внедряются при помощи правовой культуры в представления о праве общества и тщательно отбираются правящей элитой, полученный образец социально значимого поведения узаконивается и означивается как правовое поведение. Такому развитию событий благоприятствует заключение правила поведения в соответствующую форму права. Вместе с тем возникновение права связывается не с его официальным провозглашением, а с непосредственной трансформацией его в правопорядок.
При этом только широкие народные массы могут принять созданные правила поведения и включить их в свой повседневный обиход или полностью их отвергнуть. Стоит отметить, что именно социокультурный и исторический контекст являются по-сути критерием отбора таких правил.