Государственная регистрация прав на землю
В этой статье:
Для придания публичного характера земли необходимо выполнение процедуры ее госрегистрации в управомоченных органах.
Любой гражданин, желающий законно осуществлять правомочия в отношении земли, будь это собственность или иные права владения или пользования, должен пройти госрегистрацию, подтверждающую законность приобретения.
Помимо этого, госрегистрация земли предоставляет ее субъекту ряд способов государственной защиты, в отличие от лица, который не узаконил и не защитил права в отношении земли.
Основания для госрегистрации земли
Все мы свободно приобретаем для себя права и обязанности, в том числе решаем самостоятельно приобретать ли нам те или иные объекты гражданских правоотношений или воздержаться от такового. Однако, с того момента, когда мы приобретаем землю, государство предписывает каждому пройти процедуру госрегистрации объектов гражданских прав.
Так как земля является недвижимостью, гражданское законодательство прямо устанавливает обязанность каждого лица действовать в соответствии с установленными правилами. В качестве исключения может быть случай, когда гражданин приобретает временные права на землю до одного года, например, аренда земли на этот срок.
К основаниям государственной регистрации земли можно отнести следующее:
- Если гражданин вступает в права наследования на землю
- Совершает сделку в отношении земли (купля, мена, залог, передача в дар), в данном случае обязанность возлагается на лицо у которого возникает право, если сторонами в договоре не указаны иные обстоятельства
- Приватизация земли гражданином
- Если гражданин защищает свои права путем обращения в суд, вследствие чего происходит признание права на землю, то далее также необходимо обратиться за госрегистрацией права
- В результате вынесение государственного акта на землю, например, постановления главы администрации
- Когда гражданин добросовестно владеет землей на протяжении 15 лет, то путем приобретательной давности, также регистрирует возникшие права
- При отказе от земли по различным основаниям
Порядок регистрации прав на землю
После приобретения права на землю гражданин не всегда понимает куда ему обращаться и что есть такое госрегистрация, тем более эта процедура не бесплатная.
Госрегистрацию земли проводит Росреестр, ранее всем известный орган как учреждение юстиции. Помимо Росреестра на территории города, района, или поселка могут функционировать центры МФЦ, которые также занимаются вопросами прав на землю, в том числе и посреднические услуги в регистрации.
Можно поступить еще проще, при наличии дополнительных средств, обратиться к юристу за помощью. Путем оформления доверенности юрист выполнит целый ряд услуг по госрегистрации, после чего доставит тот основной документ, который будет выдан в итоге.
Для обращения за госрегистрацией, государство устанавливает требования к гражданину, который должен собрать пакет документов или именуемых документов-оснований. Для каждого основания существует свой пакет документов. Обращаться нужно лично, либо через уполномоченное лицо, а также посредством услуг электронного обращения.
За процедуру регистрации права на землю взимается госпошлина, размер которой постоянно корректируется в Налоговом законе. После сдачи документов Росреестр по истечении 18 дней обязан выдать итоговый документ на землю.
Документы о регистрации прав на землю
Если процедура регистрации прошла успешно, то гражданин получает свидетельство о госрегистрации на землю. Этот документ наделяет гражданина законной силой. Свидетельство имеет средства защиты от подделки.
В качестве основных реквизитов документа можно отметить:
- Орган его выдавший
- Номер и дата документа
- Информация о лице, владеющим землей
- Индивидуализирующие признаки самой земли, то есть кадастровый номер, площадь, указание категории назначения, и конечно же адрес
- В конце документа обязательно должна стоять подпись регистратора Росреестра и гербовая печать
Очень важно знать каждому владельцу документов на землю ту особенность, что органы Росреестра из-за массивного потока обращений могут допускать технические ошибки. И как последствия для этого лица документ будет недействительным, например, если будет ошибка в ФИО.
Поэтому нужно со всей тщательностью проверять каждую букву и цифру документа во избежание дальнейших неприятностей.
Читайте в следующей статье продолжение на : «Процедура регистрации прав на землю»
Обязательно поделитесь с друзьями!