По общему правилу местное самоуправление это власть реализуемая населением. Однако население может участвовать в реализации власти как непосредственно, так и через уполномоченных должностных лиц.

Непосредственное участие ограничивается в принятии населением участия в выборах, референдумах, сходах, опросах и иных формах волеизъявления. В остальной части управление городом или районом осуществляется должностными лицами или попросту чиновниками местного уровня.

Органы делятся на виды в зависимости от выполняемой роли. Представительские функции выполняют депутаты города или района, роль которых заключается в нормативном обеспечении деятельности муниципальной власти и принятия важных вопросов.

Исполнительные органы, цель которых реализация задач, поставленных депутатами или мэром. Мэр в свою очередь в зависимости от порядка формирования возглавляет либо представительный, либо исполнительный орган.

Структура местной власти

Структура муниципальных органов имеет некоторую особенность, установленную законом. С одной стороны население самостоятельно в формировании и определении, но с другой стороны законом утверждена единая структура органов, без которых не может функционировать муниципалитет.

Например, если дать волю народу в установлении структуры, то в зависимости от уровня грамотности, какой-то город будет иметь полноценное управление, а другой может ограничиться одним руководителем, захватившим всю местную власть в свои руки.

Поэтому дабы избежать подобных ситуаций, государство сделало первый шаг на пути формирования местного самоуправления и обозначило законную структуру.

В структуре принято выделять мэра, депутатов, администрацию, сити-менеджера, контрольный орган и иные выборные организации и должностные лица.

Данная структура подлежит закреплению в уставе муниципалитета.

Формирование органов местного управления

Формировать местную власть может только само население, это право подтверждается на конституционном уровне государства. Однако помощь в избрании местных чиновников возлагается на избирательные комиссии, действующие на постоянной основе на уровне региона.

Рекомендуем!  Представительный орган муниципального образования

Непосредственно население полностью формирует представительный орган, путем избрание депутатов. Депутаты выдвигаются от партий или самостоятельно.

Мэр формируется либо на выборах населением, либо депутатами из своего состава. Последнему способу формирования кандидатуры мэра отводится в основном в городских округах. Более мелкие муниципалитеты выбирают мэра населением путем выборов или на сходе граждан.

Администрация формируется на конкурсной основе и в ее состав входят муниципальные служащие. Во главе администрации может находиться либо мэр, либо сити-менеджер.

Изменение структуры органов местного самоуправления

Структура местной власти закрепляется в уставе муниципалитета. Внести изменения в устав могут депутаты путем издания муниципального акта. Однако изменить основную форму структуры депутаты не могут, например, путем исключения администрации.

Изменение структуры предполагает включение какого-либо нового органа, выполняющего местные функции. Это может быть участковые комиссии участвующие в выборах, наличие должностного лица, выполняющего отдельные функции. А также правом муниципалитета является создание или упразднение счетно-контрольного органа.

После внесения изменений структуру местных органов, вносятся изменения в устав города или района.