Неоспоримо то, что право не стоит на месте и является постоянно развивающимся явлением. Но кроме такого важного и неоспоримого факта следует упомянуть и о том, что оно постоянно находится в постоянном взаимодействии, диалоге, с другими социальными явлениями.

Диалогическая философия

Как уже упоминалось право во многом берет свое начало, а также основные понятия непосредственно у такой науке как философия. Такое направление как диалогическая философия во многом дает возможность для уяснения и восприятия такого понятия как диалогичность права.

Существует несколько направлений диалогической философии. Одним из них является экзистенциалистское, его наиболее яркими представителями являются такие ученые и научные деятели как М.М. Бахтин, М. Хайдеггер, Э. Левинас. Примыкающее к названному выше теологическое направление обосновано такими деятелями как М. Бубер, О. Розеншток-Хюсси, Ф. Розенцвейг. Структуралистское направление представлено Ю.М. Лотман и Ю. Кристева, феноменолого-герменевтическое – П. Рикером и Б. Вальденфельсом, а полилогика четко обоснована B.C. Библером.

При этом названные направления также можно назвать диалогичными. Принципиально важно в то же время «приземлить» эти абстрактные философские течения для возможности их применения на уровне «средней теории» и эмпирики.

Диалог индивида

Диалог – это взаимообусловленность и взаимодополнительность позиции индивида относительно «Другого», которая проявляется в действиях и ментальных образах персонифицированного человека. Именно это понятие дает наиболее четкое представление об этом понятии и соответственно накладывает определенный отпечаток на само восприятие предмета.

При этом в качестве «Другого» выступает непосредственно четко определенный оппонент взаимодействия, он может выступать как на физическом плане, так и на ментальном. Он является непосредственным носителем личностных характеристик и безличностных признаков социально значимого другого, как одновременно, так и представлять только что-то одно. Взаимообусловленность и взаимодополнительность осуществляются чрез систему знаков и кодов общения, опосредующих практически все социальные и культурные проявления и механизмы.

Рекомендуем!  Развитие обменных отношений и их роль в становлении и формировании права

Принятие диалогичности права

Принятие точки зрения социально значимого «Другого», которое и предполагает обоюдное соотнесение и взаимовлияние правосубъектов, то есть непосредственно тех представителей человечества, которые обладают правовым статусом как соответствующим признакам «социальной нормальности» в разнообразных проявлениях общественной жизни или их взаимные действия, опосредованные институтами права. И если несколько изменить слова П. Рикера именно в этом и заключается имманентность диалогичности права.

Эта ориентация на обобщенного и социально значимого «Другого» всегда ограничивает правовую инновацию или же как говорил в своих работах П. Бурдье «первичный произвол», который впрочем заимствовал свою терминологию у Б. Паскаля.

Непосредственно для правовой нормы данная позиция выражается в восприятии населением на принимаемую норму, то есть непосредственно на инновацию в праве и узаконивание правовой нормы. В этой связи принципиально важным представляется изучение проблемы признания применительно к праву.