Антропологизация права
Антропологизация права. Привязка права к человеческому фактору существовала всегда. А рожденное постмодерновое общество и вовсе поставило во главу права и его основных позиций именно человека.Вместе с тем подобное рассмотрение права породило массу химер.
Химеры в праве
Химерами, в частности, являются основные категории догматической по преимуществу, господствующей до сих пор теории права и – шире – юриспруденции. Такими химерами (как минимум метафорами) являются, например, все претендующие на универсальность содержательные определения права.
Несомненно, химерой выступает утверждение о существовании вечных и неизменных законов права, открытых правоведением, выражающих «собственную логику» правовых механизмов и схем их действия. Химерой является трактовка нормы права как бессубъектного юридического института, который начал действовать, начиная с точки вступления легитимизированнного документа (правового акта) в его законную силу.
В данном случае, очевидно, что нормативно правовой акт будет являться выражением права во вне. В догматикопозитивистской трактовке право можно назвать не меньшей химерой. Трактовку правоотношения как юридической модели общественного отношения также можно назвать лишь видимостью, не существующей в реальности. А кроме всего названного (хотя этот перечень может быть и должен быть продолжен) само «бесчеловечная» понимание субъекта права можно назвать химерой.
Образ права в постклассическом правопонимании
Таким образом, формирующаяся постклассическая картина мира определяет содержательные характеристики всех подсистем социума, в т.ч. права. Для постклассического правопонимания характерен следующий образ права:
- это право с постоянно изменяющимся содержанием, обусловливаемым состоянием социума, прежде всего, его культуры; т. е. это такое правопонимание, в котором акцент делается не на статику, а на динамику права (механизм воспроизводства, конструирования права) проявляющийся в его нормативности;
- это право, в которое возвращен «действующий субъект»; т. е. право — это не объективированная и отчужденная от субъекта данность, а созданная и реализуемая человеческой активностью правовая реальность;
- это право, которое соединяет объективность (выражающую социальную функциональность, нормативность и формальную определенность, а также принудительность) с активностью субъекта в объективной интерсубъективности, воспроизводимой в социальных и индивидуальных представлениях;
- это диалогическое (полифоническое) право. Не смотря на то что право всегда можно расщепить на составляющие, которые могут даже выражаться в полностью противоположных проявлениях, таких как должное и сущее, материальное и идеальное, общее и особенное и прю. Составляющие элементы могут переходить из одного в другое или же определять существование друг друга и при этом не переливаются из одного в другое. При этом становление права никогда не будет завершенным.
Все вышесказанное позволяет лучше понять такое сложное и многоликое явление как право непосредственно и напрямую связанное с обществом становится более доступным для восприятия и понимания. А соответственно и более доступным для изучения.