Характеристики постклассического правопонимания

Рациональность, в интерпретации, представленной классикой, предполагает универсальность законов мышления и существования в целом и, соответственно, универсальность права. Эпоха Просвещения делает несомненным универсальные человеческие права и юридические положения касающиеся свободы личности, демократии и прочее.

Универсальность права

Концепция онтологической относительности У. Куайна, гипотеза лингвистической относительности Б. Уорфа и Э. Сэпира, концепция «языковых игр» Л. Витгенштейна, антропологический поворот в гуманитарной науке поставили под сомнение веру в существование универсальных законов в социальном мире, а открытия диссипативных структур в синергетике – и в мире природы.

Различие права в зависимости от окружающей его языковой картины мира это связано с тем, что оно раскрывается именно в языке, а, следовательно, одни и те же юридические термины будут наполняться особенным значением.

Сказанное ярко иллюстрирует понятие свободы. Оно интерпретируется в японском языке как эгоизм, в русском – как вольность или даже произвол, а в английском – как право индивида, ограничивающееся свободой другого.

С другой стороны, универсальность права, навязываемая остальному человечеству, четко коррелирует со стратегией идеологического господства «золотого миллиарда».

Прав был К. Шмитт, подметивший, что тот, кто говорит «человечество» (или пытается говорить от его имени), тот лукавит: пытаясь отождествить себя с позитивно оцениваемым и являющимся универсальным понятием для того чтобы противопоставить себя врагу и тем самым узаконить насилие.

И. Валлерстайн интерпретирует эту позицию более жестко приравнивая универсализм к средству для эксплуатации стран третьего мира.

Принципы права

Основные принципы права относятся (как уже отмечалось) к так называемым «сущностно оспариваемым понятиям», а потому не могут быть универсальны. Такие понятия, по мнению автора данного термина У. Гэлли, как свобода, справедливость, демократия многолики.

Рекомендуем!  Закон или прецедентное право

Любые дискуссии по поводу их содержания можно назвать лишенными смысла, каждую из высказанных в пылу спора точек зрения можно как опровергнуть, так и четко аргументировать.

Кроме всего сказанного названные понятия сквозь собственную призму может истолковать каждый. Э. Гидденс, поддерживая эту точку зрения, утверждает, что вся концептуальная схема социальных наук в известной степени является сущностно оспариваемым.

Объективность права

Объективность права и представление об этом понятии также встречает немало возражений.

  1. Право многогранно, его невозможно привести к одному знаменателю. Таким образом, из объективности права невозможно вычленить свободу или равенство и рассматривать по отдельности.
  2. Сама по себе объективность права предполагает его неизменность и соответствие его объективным законам природы, общества и разума. При этом право является постоянно развивающимся явлением, не застывшим, так как оно, как и любое социальное явление, постоянно развивается и видоизменяется.
  3. реификация права, при взгляде сквозь постмодерновую линзу как самостоятельное явление существующее по собственным законам противоречит современным научным взглядам.

Право центром которого является человек лежит в основе характеристик постклассического правопонимания а его многомерность постоянное изменение обусловлены историческими и социокультурными аспектами.

При этом право по сути направленно на взаимодействие противоположных понятий которые не только обуславливают существование друг друга но и делают невозможным существование одного без другого.