Идеологемы эпохи Просвещения

Истоком современной системы права (с точки зрения большинства юридического научного сообщества) выступает западная религия: в первую очередь – католицизм XI-XII вв., на который «наложился» протестантизм XV-XVI вв.  Это утверждение основано на том несомненном факте, что основу современной западной культуры заложили христианские догматы.

Трансформации христианских догматов

Упомянутые догматы легитимировали устройство западного социума и воплотились в таких ценностях правовой культуры, как индивидуализм (свобода личности), формальное равенство, активистское, первообразовательное отношение к внешнему миру.

В этой связи особое значение сыграли догматы чистилища, боговоплощения, доктрина Ансельма Кентерберийского об искуплении, двух мечей, протестантская идея призвания и некоторые другие. Формирование этих догматов освящает ценности свободы, формального равенства и активизма и придает им статус «естественных».

В эпоху Просвещения эти религиозные догмы приобретают светский характер и превращаются на уровне обыденного сознания в мифологемы, а на теоретическом – в идеологемы, и фиксируются в первых конституционных актах – Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина, Конституции США и др.

Дальнейшее продвижение идеологем по миру

В силу экспансии Европы появившиеся мифоидеологемы, более или менее четко соответствующие западной правовой культуре и отражающие социально-правовую реальность Запада, насаждаются всему остальному миру, выдаваясь за универсальные, единственно пригодные естественно-правовые ценности.

В странах-реципиентах они «пересекаются» с принципами местной правовой культуры, в результате чего возникает дуализм их правовых систем. Все это приводит к тому, что западные правовые ценности становятся искусственно вводимыми псевдомифами.

Опасность идеологем

Сегодня законодательство существует в качестве информационной модели на двух уровнях: мифическом и идеологическом. Отсюда возникает важнейшая, как представляется, проблема законодательной референтности – ее соотнесения с правосознанием и материальным бытием социума.

Рекомендуем!  Заявление палаты лордов об отходе от принципа прецедента

На уровне мифа она предстает в виде весьма туманных образов. Закон как идеологическое образование подвержен «ошибке короткого замыкания»- некорректному выведению эмпирических выводов из предельно общих идеологических конструкций.

Так как между знаком и означаемым, идеологическими конструкциями и эмпирическими данными, а тем более – практическими действиями, нет и не может быть однозначной связи, можно заключить, что закон преимущественно является идеологическим документом, служащим оправданием (как правило, «задним числом») политики.

Будучи предельно абстрактной, закон как идеологема может служить средством оправдания практически любой политики, чему примером является сталинская Конституция.