Правовая культура общества – суть

Рассмотрение правовой культуры общества невозможно в отрыве от изучения поведенческой деятельности субъектов, их материального бытия. По сути, сама правовая культура является многоуровневой. Хотя, изучая труды Гегеля, например, мы понимаем, что практическая и теоретическая составляющие культуры права не совпадают.

Что есть правовая культура

Все вышеизложенное дает основание для вывода о том, что законодательство необходимо изучать вместе с конкретизирующими ее подзаконными актами и практическими действиями, как правоприменителей, так и граждан, реализующих ее положения. Другими словами, это изучение так называемого «живого закона», предполагающей соотнесение его восприятия широкими слоями населения и специалистами (например, членами Конституционного Суда РФ).

Таким образом, правовая культура – это механизм постоянного воспроизводства с помощью обозначенных выше функций правовой реальности. Акцент на правовую культуру не просто фиксирует многомерность права, а определяет, как различные элементы, образующие правовую реальность, взаимообуславливают друг друга, осуществляя тем самым воспроизводство права.

Взаимосвязь правовой культуры и социальных представлений

Содержание правовой культуры как квинтэссенция выше обозначенных функций образует механизм правового означивания социальных явлений и процессов как правовых.

Он, в свою очередь, зависит от господствующих в данном социуме социальных представлений о добре/зле, правильном/неправильном, справедливом/несправедливом и т.п. универсальных дихотомий.

Они универсальны потому, что присутствуют в любом (по крайней мере, сегодня) социуме, включая субкультуры и даже малые группы, однако наполняются разным содержанием в различном историческом и социокультурном контексте.

Именно социальные представления и обусловленные ими стереотипы массового юридически значимого поведения, включая критерии отнесения соответствующего поведения к юридически значимому (т.е. процесс юридической квалификации, и являются главным критерием типологии правовых культур. Эти социальные представления, в свою очередь, определяются картиной мира, господствующей в данной культуре.

Рекомендуем!  Общая характеристика судебного прецедента

Многоликость правовой культуры

Специфика соответствующей культуры как раз и проявляется в господствующих социальных представлениях и стереотипах поведения. При этом не существует объективной картины конкретного содержания соответствующего типа правовой культуры: она суть социальный конструкт, производимый элитой и референтной группой с помощью дискурсивного механизма официальной номинации – классификации и «видения» социального мира.

Изменения социальной ситуации и господствующего мировоззрения (которые всегда дополняют друг друга) трансформируют социальные представления, включающие критерии идентификации (и самоидентификации) социальной группы (социума) и массовое поведение, а тем самым видоизменяется и правовая культура.