Истоки современной системы права

Вторым инстинктом, порождающим социальную (в том числе, политико-правовую) организацию, является кооперация. Уже сам факт необходимости противодействия окружающей среде побуждает живые существа объединяться в своей активности для извлечения ресурсов и противостояния неблагоприятным воздействиям.

Право и социальная организация

Социальная организация вынуждена формировать и постоянно воспроизводить такие механизмы контроля, которые обеспечивают, с одной стороны, ограничение агрессии (превращение ее в цивилизованные рамки), а с другой стороны – развитие кооперации. В результате осуществляется устойчивое воспроизводство целостной социальной системы.

Применительно к праву это означает соединение и разъединение индивидов (то есть определение их правового статуса), благодаря чему обеспечивается целостность социума, что является «генеральной» функцией права, его предназначением.

Взгляд на связь социального института и права А.Гелена

Близкую позицию по этому вопросу занимает известный немецкий антрополог А. Гелен. Исходя из эволюционной (биологической) трактовки генезиса человека (последний, по его мнению, произошел из приматов в результате радикального «взрыва», мутации), он рассматривал его как «недостаточное существо» – несовершенное в биологическом смысле по сравнению с другими животными существами.

Эта недостаточность детерминирует (порождает) необходимость культуры, которая компенсирует ее. Биологическая незащищенность человека приводит к необходимости сдерживания влечений. Отсюда вытекает потребность в социальных формах совместной деятельности людей – в социальных (в том числе правовых) институтах. Основу социального института составляют ритуалы – совокупность привычных действий.

Интересно, что А. Гелен различает в социальных институтах универсальное – взаимность как фундаментальная антропологическая категория (основа всех социальных институтов), и особенное – ее наполнение конкретным содержанием в различных условиях (культурах, регионах, исторических эпохах), или общее и особенное.

Рекомендуем!  Рациональность права

Таким образом, социальные (и правовые) институты обусловлены биологически, хотя к этому уровню бытия человека они не сводятся: это решение биологической проблемы адаптации несовершенного существа на более высоком уровне (или другими средствами).

Однако при этом необходимо учитывать, что переход от такого трансцендентального уровня к конкретному (то есть воплощение его в социальных, правовых институтах), чем занимается этнография, до сих пор не получил надлежащего освещения в философской (и тем более в юридической) литературе. Сам этот переход не происходит автоматически.

В любом случае между философским уровнем, описывающим трансцендентальное основание правовых институтов, и эмпирическим уровнем – описанием их функционирования – должны быть промежуточные звенья – теории «среднего уровня» (по терминологии Р. Мертона), которые относятся к социологии права, а не к философской антропологии права.

Место лингвистики в антропологии права

Принципиально важную роль в воспроизводстве системы права играют знаки и символы, которые объединяются в тексты и приобретают форму религиозных догматов, мифов и идеологии.

Поэтому социальная антропология права (соответствующая научно-исследовательская программа) не может не включать в свой методологический багаж идеи лингвистики и семиотики (особенно после лингвистического «поворота» в социогуманитарном знании).