Постклассическое государство в правовой системе общества

Постсовременное государство отличается теми же характеристиками, что и постсовременное общество. Поэтому, прежде чем вести речь о специфике постсовременного государства, необходимо выяснить отличительные черты постсовременного общества, отличающего его от общества эпохи модерна (на смену которому оно приходит).

Классический подход

В эпоху Нового времени сложилось «классическое» представление о социальном мире (включая образ человека в нем) и возможности его познания. Господствующей метафорой, с помощью которой организуется восприятие реальности, была метафора системы (как механической, свойственной для атомистических теорий, так и органической, характерной для диалектических концепций).

В любом случае утверждалось, что социум – это устойчивая, закономерная (функционирующая в соответствии с объективными законами), стабильная и предсказуемая система. Она существует независимо от воли и желания отдельных индивидов. В то же время субъект в состоянии беспристрастно, недвусмысленно, аподиктично описать, объяснить и предсказать эту систему.

Такое оптимистическое представление основывалось на концепции научного разума, основанной, в свою очередь, на метафоре зеркального отражения (из которой, в частности, вытекает принцип тождества бытия и мышления).

Трансформации, характерные для новейшего подхода

Общество новейшего (или постновейшего) времени, которое именуется постиндустриальным, информационным или постмодернистским, характеризуется неустойчивостью, стохастичностью, а потому непредсказуемостью.

Отличительной его чертой является изменение роли информации (шире – ментальности), которая приобретает онтологический статус, и благодаря которой общество в некоторых своих аспектах стало глобальным.

В то же время социум наполняется «субъективной» составляющей. Это означает, что общество не существует вне идеальных представлений о нем (как типичных образов, так и интериоризированных субъективных представлений), воспроизводимых как ментальной активностью, так и поведением конкретных индивидов («превращающихся» тем самым в активных акторов).

Рекомендуем!  Кодексы стран общего права

Социум с точки зрения постсовременной науки

Социум, в постсовременном его понимании, – это не объективно данная структура (совокупность социальных статусов и безличностных связей между ними), но социальный конструкт, воспроизводимый (традиционно и инновационно) ментальной и поведенческой активностью людей.

При этом такой конструкт является отнюдь не произволом идиосинкразии элиты, так как границы инновации зависят от исторического и социокультурного контекста, включающего, ко всему прочему, функциональную его (конструкта) необходимость.

В то же время нельзя не признать, что социальный мир, существующий как система представлений о нем и действий в соответствии с ними, зависит от позиции (исторически и социокультурно обусловленной, прежде всего, идеологически) «наблюдателя» – актора, способа, которым он воспринимает мир.

Все это ставит перед общественной наукой задачу пересмотреть многие, казавшиеся ранее незыблемыми, постулаты – социальные категории, которые сегодня воспринимаются как «мифы европейской культуры Нового времени»: реальность, рациональность, объективность, истина, научность и др.