Есть все основания утверждать следующее. С одной стороны, рассмотрение термина «право» с позиции философии не может и не должно быть исходным понятием в правовой науке; из философских размышлений о праве не может следовать слаженная и работающая система научных терминов и понятий.

С другой стороны, философия должна оказывать, и оказывает значимое влияние на закрепленное правовой наукой понятие. А право само по себе, не может и не должно рассматриваться в как предмет исключительно философских измышлений.

Теория права, связь с философией права

Органическое единство теории права и философии права обоснованно едиными по-сути задачами наук.

Обе науки представляют собой один из особенных типов учений о праве как явлении:

  • Будучи учением, общая теория права может быть представлена как идейная, мировоззренческая программа действительного права
  • Будучи учением, философия права дает предельно широкое понимание природы и сущности права как феномена человеческой жизни

Связь с философией права позволяет общеправовой теории обнаруживать и постоянно удерживать в зоне внимания то, что юридическое понятие права ориентировано на конкретность предмета, что оно является ограниченным, т. е. примененным к решению вполне определенного и исчерпывающего круга задач.

Философия права в состоянии помочь общеюридической теории осознать принципиальную фрагментарность ее понимания права, помогает видеть границы возможностей права, определенные самой природой той формы права, которая является действительным предметом юридической теории».

Нельзя не заметить, что принятие во внимание человека свойственно антропологической теории права, основанной, конечно, на соответствующей философии.

«Отчужденный» подход к правопониманию – скорее реализация определенной (позитивистской) философии в юриспруденции, нежели тория права как таковая. Очерченные функции философии права (относительно теории права) явно принижают ее (философии права) значение.

Рекомендуем!  Влияние обычая и правовой доктрины

Философия права

Понятие и функции философии права

Таким образом, философия права – это «верхний» уровень юриспруденции, эпистемология юриспруденции, призванная способствовать онтологическому и гносеологическому обоснованию права.

Необходимо заметить, что такое обоснование невозможно без участия всех трех уровней науки – и философского, и теоретического, и эмпирического.

Эту функцию философия права (как уровень юридической науки, а не какая-то самостоятельная дисциплина), осуществляет особым способом – привлекая именно философское знание. Как именно?

Прежде всего, философия права проясняет смысл наиболее фундаментальных понятий юриспруденции – права, государства, нормы права и др.

Тем самым производится один из этапов формирования этих предельно общих для юридической науки понятий, дополняемых данными догмы права и практической юриспруденции. При этом используется аналогия из других областей знаний, метафоризация, метонимия.

Тем самым исходные онтологические допущения, входящие важнейшим компонентом в картину мира, «переводятся» в юридическую сферу – предмет юридической науки. Привлечение данных других наук, то есть проведение междисциплинарных исследований, также относится в разряд философско-правовых исследований.

Благодаря привлечению данных из других наук – т.е. междисциплинарности – возникает возможность увидеть старое в новом свете. Тем самым философия права задает научную эвристику – формулирование рабочих гипотез, задающих направление научных исследований права.

Роль философии права в юридической науке

К онтологическим аспектам философии права относится ко всему прочему определение роли и значения права в обществе.

Онтологическая проблематика философии права предполагает также разработку вопросов взаимосвязи юридической науки и социальной практики.

Эти вопросы включают:

  1. Адаптацию социокультурных факторов применительно к юриспруденции (в том числе, формулирование социального заказа для юридической науки и практики)
  2. Выработку критериев оценки юридической практики – то есть разработку вопросов эффективности права, смыкающаяся с определением значения юридической реальности в обществе.

Все это относится к «политике права» как элементу философии права.