Изменение мира и вместе с ним общества влечет необходимость эволюции правовых понятий и права в целом. Такое изменение происходило постепенно и переход от старого к новому не всегда был легким и безболезненным.

Постклассическая картина мира

Основными положениями постклассической научной картины мира можно считать следующие: – наивный онтологический объективизм заменяется на интерсубъективный рефлексивный образ бытия, а представление о данности реальности – ее скоструированностью человеком.

Познание социальной реальности всегда неполно и приблизительно, «перерешаемо», зависит от позиции «наблюдателя» и входит в само бытие. Бытие не существует независимо от представлений о нем и практик действующих людей.

С точки зрения методологии эти идеи стали результатом трех «поворотов», случившихся во второй половине XX в., ознаменовавших революцию в социогуманитарном знании: лингвистический, антропологический и прагматический.

Изменение восприятия картины мира

Лингвистический поворот привлек внимание к языку и его роли в структурировании социального мира. В зависимости от языковой картины мира, отличающейся у разных народов (типов культур-цивилизаций), зависит различие восприятия мира и поведения.

Так как право формулируется и интерпретируется в языке, то очевидно, что в различных языковых картинах мира одни и те же юридические термины приобретают разные значения.

Антропологический поворот акцентирует внимание на культурном релятивизме – необходимости изучения социального (и правового) института с позиций характеристик данной культуры и практик людей, в ней социализированных.

Прагматический поворот также утверждает контекст социокультурных практик человека, его употребления языковых выражений – значений слов и понятий – в своей практической жизнедеятельности.

Прагматический поворот, нашедший свое концептуальное выражение в идеях Я. Витгенштейна, Г. Райла и М. Псшани, ознаменовал изменение акцента в гносеологии с вопроса «что?» на вопрос «как?», с онтологической проблематики на функциональную: вопрос «что это такое?» переформулируется в «как это действует?».

Анализ личностного, неявного знания как раз и позволяет ответить на него.

Теория социального конствруктивизма

Наиболее перспективными методологическими программами в этой связи представляются социальный конструктивизм, теория социальных представлений и дискурс-анализ.

Именно они позволяют раскрыть новое «воскрешение» человека после «смерти субъекта», наступившего вслед за «смертью Бога», провозглашенного сперва Ф. Ницше, а затем постструктуралистами М. Фуко и Р. Бартом.

Теория социального конструктивизма говорит о том, что в основе любого социального института лежит «первичный произвол» и последующая «социальная амнезия» (по терминологии П. Бурдье, воспринявшего ее у Б. Паскаля).

Отсюда идея «созданности традиций» Э. Хобсбаум и концепция «воображаемого сообщества» Б. Андерсона.

Концепция социальных представлений показывает влияние ментальных процессов на жизненные практики, их нерасторжимое единство и взаимозависимость.

Методология дискурс-анализа исследует практики использования структуры в повседневной жизнедеятельности, которые эти структуры вместе с субъектами, ответственными за этот процесс, порождают и воспроизводят.

Универсальных объективных критериев определения преемственности или инновационности в развитии права не существует, хотя можно говорить о косвенных признаках преобладания либо первого, либо второго.

И то, и другое определяется наблюдателем – властью, референтной группой и легитимируется населением. Так, например, революционность Кодекса Наполеона для развития правовой системы Запада может быть поставлена под сомнение его консервативностью и эклектичностью.

Рекомендуем!  Значение братчины для мировой юстиции