Право как система норм
Право как система норм. Представление о праве как уникальном явлении требует его тщательного изучения, а также изучения всех его составляющих, критериев и отдельных аспектов. Непосредственно содержание права и представления о нем помогают осознать его наполненность и значимость для человечества.
Содержание права
Таким образом, приходится признать, что право – это момент, сторона, аспект общества, продукт человеческой деятельности, не существующий «сам по себе». Нет «чистых» правовых явлений, существующих вне политики, экономики, психики и т.д. Содержанием права в любом случае выступает поведение и ментальное представление человека, а они, в свою очередь, обусловлены потребностями и интересами, которые связаны с социальным статусом, материальными благами и другими социальными явлениями, процессами.
Только аналитически можно выделить право из фактических интеракций, каждая из которых представляет собой пересечение множества социально-психических явлений и процессов. Кроме того, следует отметить, что все эти процессы находятся в постоянном и непосредственном взаимодействии между собой.
Беспробельность системы норм права
Ко всему прочему, беспробельность системы норм права (трактуемых как языковые конструкции, по-разному действующие при разных обстоятельствах и посылках, а не императивные предписания, заключающие в себе раскрытие неких объективных идей и принципов) – не более, чем иллюзия. Поэтому достаточно последовательной представляется позиция М. ван Хука по данному вопросу: «Правовые системы, в отличие, например, от математических систем, не являются независимыми от общества, которому они принадлежат и которое организуют. Каждая правовая система представляет собой часть более общей социальной системы. Правовая система — это способ организации общественного, экономического, морального и других типов поведения. Следовательно, правовые системы должны соответствовать обществу.»
Автономия
В то же время встроенные в общество и строго детерминированные им современные правовые системы оказываются относительно автономными. В самом слабом смысле «автономия» означает только то, что правовая норма или структурная единица системы и даже сама система в целом могут быть идентифицированы и отграничены от любого систематизированного свода правил в том числе от религиозных норм и сводов моральных правил. Но вместе с тем нельзя назвать систему права обычным повторением правил поведения не закрепленных правом.
Так как нормы закрепляются не только в сознании субъектов, но и непосредственно в знаковом эквиваленте, очень важным будет понимание автономности ее существования, благодаря расшифровке знаков и ментальному восприятию.
Параллельно существует методологическая автономия, включающая следующие три аспекта:
- автономия языка: технический язык права развивается, творит свои термины и наделяет специфическими значениями привычные слова;
- автономию стиля: уставы, судебные решения, договоры и т.п. составляются в определенном стиле;
- автономию аргументации: способы аргументации и мышления, используемые в праве, отличаются от принятых в других формах дискурса (например, в экономическом, политическом или религиозном дискурсе).