Система права как правовая реальность. Все вышесказанное относительно постклассического правопонимания дает основание утверждать следующее: система права – это вся правовая реальность. Как и любое социальное явление, право является феноменом, конструируемым людьми, так как все, что существует в нашем мире, создано человеком. Ко всему прочему, система права исторически и социокультурно обусловлена, то есть, зависит от контекста, в котором приобретает смысл и значение.

Бытие права

Бытие права – ментально-деятельностное: право существует, прежде всего, в представлениях о должном, желаемом поведении, которые реализуются в массовом поведении широких слоев населения, включая результаты такового. Представления фиксируются в знаково-символических формах и выступают нормами права, которые внешне выражаются в соответствующих формах права.

Массовое правовое поведение предстает в правоотношениях, а также простых формах реализации права – соблюдении, исполнении и использовании, которые могут существовать и вне правоотношений. При этом критерием правовых норм и правовых отношений, с точки зрения диалогического социолого-антропологического подхода, развиваемого в настоящей работе, является наибольшая функциональная значимость некоторых норм и отношений, по сравнению с другими, которая состоит в том, что именно они обеспечивают нормальное функционирование, выживание социума, включая его отдельные подсистемы.

Аспекты системы права

Таким образом, аспектами системы права являются люди, выступающие субъектами права, их представления о социально значимом поведении, то есть правовая культура, объективированная в нормы права, и массовое поведение людей, воспроизводящее нормы права. Эти аспекты взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга, находясь в состоянии диалога.

О том, как именно осуществляется это диалогическое взаимодействие, речь пойдет ниже. Сейчас же попробуем прояснить дискуссионный вопрос об операционной или оперативной замкнутости, автономности системы права. В современной западной и отечественной юридической литературе преобладает мнение о том, что самостоятельность юриспруденции может быть обоснована только в том случае, если удастся доказать, что право обладает автономией относительно других социальных явлений.

Рекомендуем!  Право как система норм

Кроме того, традиционная точка зрения классической юриспруденции исходит из системности права как его полноты, непротиворечивости и логической независимости и даже отсутствия пробелов в системе.

Нормы в системе права

О системе права, не нуждающейся в человеке как субъекте права, обретающей нормативную социальную идентичность в результате своих собственных самогенерируемых нормативно-правовых действий, пишет В. Кравиц. На сегодня это мнение поддерживают многие, система права «способна квалифицировать свои внутренние операции как право/неправо, юридически действительные/ юридически недействительные, легальные/нелегальные, правомерные/неправомерные, правильные/неправильные, справедливые/несправедливые и т.п.» В этом внутреннем мире правильным оказывается только то, что является таковым с юридической точки зрения.

Таким образом, создается порядок юридического значения, и мы получаем возможность идентифицировать в правовом ракурсе различные формы нормативных верований и ожиданий, институциональных образцов поведения и социальных структур. Квалифицирующий различные операции по названным выше критериям, бинарный код исключает другие виды дискурса. В этом плане цель бинарного кода состоит в воспроизводстве юридических решений в рамках самореферентной правовой системы директив и норм, которая путем постоянного взаимоувязывания коммуникаций порождает все новые и новые директивы и нормы».

Тем самым теория систем Н. Лумана применительно к системе права является оперативно закрытой, так как функционирует на основе представленного выше бинарного кода различения и когнитивно открытой, способной селектировать информацию, поступающую из внешней среды и приспосабливаться к ней. При этом по мысли Н. Лумана, коммуникация как главная характеристика общества, обеспечивающая его воспроизводство, производится сама по себе, без участия человека.