Социальные и правовые составляющие нормы. Неоднократно упоминалось о том, что право берет свое начало из общественного устройства и установок, сложившихся в обществе. Именно такое положение вещей делает нормы права уникальным явлением, направленным на регулирование поведения людей.

Социальный мир права

Вместе с тем социальный мир (включающий кроме прочего правовую реальность) с антрополого-диалогической позиции — это мир фактов (или если сказать по-другому фактического положения вещей). Факты при этом наделяются значениями (как объективированных образов, так и индивидуализированных смыслов), интериоризируются в ментальные мотивы и реализуются в индивидуальных поступках.

При этом социальный мир не является замершей конструкцией, а представляет собой постоянно продолжающаяся процедура, направленная на объективизацию поступков и значений и интериоризации определения категорий сложившихся структур и значений — с противоположных сторон.

Правовой институт

Сущность излагаемой антрополого-диалогической направленной на научные исследования комплекс действий заключается, как говорил М. Вебер именно «расколдовать» или же пользуясь терминологией Ж. Дерида «деконструировать» общественный (в том числе юридический) мир, разглядеть скрывающийся за кажущейся объективностью общественных (и юридических) институтов механизм их социального конструирования.

Поэтому конституция, законодательство, органы государственной власти, правовые обычаи не являются догмами, их можно назвать скорее объектами научной критики, производимой для их совершенствования, сотворения норм права людьми, обусловленного историческим и социокультурным контекстом, зафиксированного в знаково-символической форме и реализуемого в правопорядке. Обязательно следует помнить, что непосредственно социокультурный контекст оказывает на создание норм права обратное воздействие.

Диалог правоотношения и нормы права

Рассматриваемая позиция представляет право как единство и различие, своеобразный диалог и взаимоотношение уникального, то есть конкретного индивидуального взаимодействия правоотношения как такового в котором существует и сторона, представляющая субъективное право с постоянно-повторяющимся, типичным правилом поведения, то есть объективно существующей нормой права.

Рекомендуем!  Экономический анализ права

Проблему соединения (и разъединения) «экспрессии» (по терминологии А. Н. Уайтхеда) отдельной личности и социального института, бытие которого объективно, так как проявляется в типизированных взаимодействиях (и приобретающее вследствие этого представление «естественности»), можно назвать «основным вопросом социальной философии» и «основным вопросом философии права», когда рассматривается юридически значимые взаимодействия. Ответ на него, с точки зрения взаимодействия, заключается непосредственно в наличии четко очерченных связей правовых статусов и индивидуализированных субъектов, то есть людей.

Понятие института представляет собой потенциальный набор возможного поведения и при этом существует только в реальном, фактическом поведении. Но, не смотря на это, правовой институт в каждом конкретном взаимодействии реализуется не полностью.