Личностное, фоновое знание и его значение в практике права

Личностное, фоновое знание, знание «как» – процедурные умения, дополняющие традиционное знание «что» и играющие принципиально важную роль в том, что Л. Витгенштейн назвал «следование правилу».

Оно наглядно показывает, как происходят трансформации законодательства и господствующей правоприменительной практики в конкретные юридически значимые жизненные ситуации, наполняя первое и второе конкретикой жизнедеятельности.

Личностные знания – понятие

К личностным знаниям относятся умения общаться с полицейским, начальником/подчиненным на службе, оформление юридических документов, проведение следственных действий, оценка собранных доказательств и так далее.

Все нормы права, в том числе и процессуальные, а также методики, выработанные юридической наукой, никогда не содержат всей полноты информации для разрешения конкретного дела – ситуации. Поэтому навыки человека, выступающего субъектом в данном конкретном случае, и образуют каркас юридической практики.

Типизация и идеализация

Типизации и идеализации – это способы оценки ситуации как типичной на основе прошлого опыта. Типизация, с точки зрения социальной феноменологии – это «превращение незнакомого в знакомое», схематизация текучей и изменчивой социальности. На основе типизированных схем возникают идеализации – ожидания поведения от контрагента(ов) по ситуации в соотнесении с собственными действиями.

Типы идеализации

А. Щюц вслед за Э. Гуссерлем выделял два типа идеализирования:

«И-так-далее», представляющий собой «доверие» окружающему миру, в том смысле, что известный мир не меняется и имеющегося резерва познаний хватит для адекватности его восприятия и поведения в соответствии с ним,

и «Я-могу-это-снова», позволяющий распространять положительный опыт на последующие ситуации. Кроме того, А. Щюц выделяет еще две идеализации, связанные с взаимозаменяемостью перспектив восприятия мира и поступков в нем: «взаимозаменяемость точек зрения» и «совпадение систем релевантностей».

Рекомендуем!  Проблема конституционного общественного договора

Первый тип подразумевает, что существует возможность видения устройства общества и мира в целом другим человеком, оказавшимся на месте рассматриваемого субъекта, точно таким же. И напротив, окажись субъект на месте другого, его мировосприятие было бы аналогично мировосприятию этого другого.

Последний тип идеализирования допускает, по мнению А. Шюца, что отличия в представлениях и объяснении мира, выступающие следствием индивидуального жизненного опыта, являются в принципе нерелевантными. Члены человеческого общества совершают действия и относятся друг к другу так, что можно понять, что критерии суждения о мире их равны.

Именно положительный опыт прошлых действий или информация, которой мы доверяем, является основой последующих практических действий. Это же касается не только обывателя – человека, не отягощенного специальными юридическими знаниями, навыками и умениями, но и специалистов.

Р. Познер – лидер экономического анализа права США – свидетельствует, что основным методом, употребляемым в правовой практике, является «практическое мышление».

Последнее включает в себя «анекдоты, самоанализ, воображение, здравый смысл, сопереживание, приписывание мотивов, авторитет говорящего, метафоры, аналогии, обычаи, память, интуицию, ожидание регулярностей».