Жизненный мир в свете общественных взаимодействий и философских постулатов

Обращаясь к позициям общественной феноменологии, можно понять, что жизненный мир – это «мир в естественной установке разума, в коем человек живет и действует в повседневной жизни», «результат седиментации интерсубъективных значений в ходе построение реальности в социуме».

Основы жизненного мира по Юргену Хабермасу

Для Ю. Хабермаса главное в жизненном мире – встреча повествующего и внимающего, каждый из которых важен, и лишь в результате их взаимодействия достигается согласие.

Усматривая важнейшие нарушения стройности построения среды «незавершенного модерна» в противостоянии (или противоречии) системы, тематизирующей механизмы управления и расширяющей рамки свободы действий в данном обществе, и жизненного мира, когда тематизируются нормативные структуры (ценности и институты) в данном обществе, он пытается разрешить его (противоречие) через взаимодополнительность этих двух сторон социальности.

В сущности, социум для немецкого философа – это и есть условно структурализованный жизненный мир, который имеет место только благодаря константной цикличности: его упомянутые условные структуры повторяются через взаимодействия, обеспечивающие не только постоянство цикла интерсубъективных познаний, но и устойчивое положение согласия в обществе, и постоянство существования осведомленных его членов.

Процесс воспроизводства присовокупляет вновь появившиеся обстоятельства к уже имевшим место ресурсам жизненного мира в трех основных измерениях: в семантическом измерении (культурного предания), равно как и в измерениях социального пространства (социально интегрированных групп) и исторического времени (следующих друг за другом поколений людей).

Этим процессам культурного воспроизводства, социальной интеграции и социализации соответствуют основные структурные компоненты жизненного мира: культура, общество и личность.

Важнейшие составляющие жизненного мира

Неисчерпаемость жизненного мира повседневности, в котором преломляется законодательство и другие формы права, а также господствующая юридическая практика (образцы действий как системы значений или социальных представлений), необходимо операционализировать, выделив наиболее важные его аспекты.

Рекомендуем!  Формы социальных норм в древнем обществе

Таковыми можно предположить индивидуальные смыслы, которыми персонализируются господствующие значения применительно к юридически значимым ситуациям в их интерпретации, личностное фоновое знание, персонализация типизации и идеализаций, а также мотивация.

Трактование смысла

Смысл в социальной феноменологии – это преломление господствующего в социуме (или социальной группе) значения в структуру личности. Приблизительно так же трактуется смысл в социальной психологии. Так, Д.А. Леонтьев излагает смысл интегративной основы личности, включающий несколько граней (онтологическую, феноменологическую и деятельностную).

Смысл, по его мнению, – это эмоциональная индикация и трансформация психического образа, которая лежит в основе мотивации поведения (так называемый «личностный смысл мотива»). Сталкиваясь с юридически значимой ситуацией (оценивая ее, таким образом, как правило, интуитивно, если это обыватель, а не правоприменитель), человек соотносит ее с личностными потребностями, интересами и ожиданиями, а тем самым наделяет персональным смыслом.

Изучение того, как именно человек осмысляет типичные юридически значимые ситуации методами включенного наблюдения и другими «качественными» методиками, позволит приблизить юридическую науку к практике – жизненному миру права.