Социальный подход к становлению теории права
В этой статье:
Социальный подход к становлению теории права
Если теорию права рассматривать в качестве социального института, как это, например, делают представители социологии, то акцент делается на другие стороны юриспруденции. Сторонники социологии науки пытаются выявить (и доказать) социальную обусловленность научных положений, и поэтому основной единицей анализа для них является научное сообщество, производящее знание.
Большое влияние на становление этого подхода в науковедении сыграла работа Т. Куна, в которой структурная единица науки – парадигма – отождествляется, прежде всего, с научным сообществом, разделяющим общие правила «решения головоломок».
В связи с этим основным объектом анализа социологии науки являются научные школы – устойчивые институционализированные образования, определяющие специфику научной деятельности конкретных ученых (от выбора темы исследования, до определения социального статуса того, кто волею судьбы попал под влияние именно этой научной школы).
Научная школа
Научная школа представляет собой малую группу (в социологическом смысле), объединенную неформальным лидером (его статус может совпадать с формальным) и соответствующей научно-исследовательской программой. В социальной психологии науки к этим признакам научной школы также добавляют единство стиля мышления, переходящее от учителя к ученикам.
Критерии научной школы достаточно условны и не являются четко зафиксированными в каких-либо нормативных документах. По мнению В.П. Карцова в качестве таковых можно считать: единство программы деятельности, в том числе предмета исследования; непосредственное общение членов научной школы, включая общение учеников с учителем; идентичность школы как коллектива (имеется в виду психологическое отличие от других коллективов); потребность в кооперации деятельности.
Для экспликации характеристик научных школ в юриспруденции автором в 2003 г. было проведено анкетирование представителей юридического научного сообщества г. Санкт-Петербурга из числа преподавателей вузов города.
На наш взгляд научная школа находится внутри научной дисциплины и не может представлять ее целиком. Обязательным условием существования научной школы является научная концепция с соответствующим предметом и методом познания реальности. Эти исходные установки видения (предмет) и познания (метод) реальности, выраженные в «классических» (для этой школы) трудах, должны разделяться некоторым количеством сторонников.
При этом одно (концепция) предполагает второе (научное сообщество), так как вне ученых, тех, кто воспринимает некоторые идеи, знания как такового не существует (что бы по этому поводу не писал К. Поппер, в частности, о «третьем мире»). В то же время лидер научной школы может существовать как реально, так и виртуально – в «классических» трудах прошлого времени.
Научная дисциплина
Другим критерием структурирования науки является дисциплинарная ее институционализация. Научная дисциплина (от лат. discipulus – ученик) – это, прежде всего, трансляция знаний, единица процесса обучения, а также воспроизводство научных кадров.
Эмпирическим показателем формирования научной дисциплины в США является наличие кафедр с таким названием в 10 и более университетах. Внутри научной дисциплины выделяются научные направления и научные специальности, границы между которыми весьма условны.
Главным показателем институционализации научной дисциплины, научного направления и научной специальности является классификатор наук, например, который ведется ВАКом (Высшей аттестационной комиссией) для присуждения ученых степеней и научных званий.
Результативность научной деятельности
Очевидно, что результативность научной деятельности (это еще одна проблема: каковы показатели результативности науки) зависит от отношения правящей элиты и референтной группы к науке вообще и соответствующей дисциплине в частности.
Это преломляется в финансировании науки, ее востребованности обществом, воплощении научных результатов в практической деятельности. Следует признать, что юриспруденция и теория права пока далеки от осмысления этой проблематики.