Естественно правовые концепции судейского нормотворчества

Со временем, изучение «одного лишь сущего» постепенно уклоняется от общей установки. Единым и однозначным этот процесс назвать невозможно.

Обозначение права

В. С. Нерсесянц допускает, что право в естественно правовом понимании может обозначаться различным образом.
Он отмечает, что «под правом (обозначается ли оно как естественная справедливость, естественное право, естественный закон, естественный разум, природа вещей, разумный закон, идея права или просто как право), имеется в виду, нечто и по времени и по смыслу предшествующее и определяющее по отношению к закону.

Термины «право» и «закон»

В современном английском языке понятия «право» и «закон» обозначаются одним термином «law» Для обозначения права данный термин чаще применяется с неопределенным артиклем и в единственном числе — «a law». Для выражения «закона» он применяется во множественном числе с определенным артиклем «the laws».
В древние времена в английском языке существовали разные термины для определения «права и «закона». В первом случае применялся заимствованный из германского языка термин «ое», обозначавший неписаные обычаи германцев в XI веке, он был заменен термином «lagu». В таком же смысле применялся термин «right».

Разумность права

Английская естественно правовая литература XVII —XVIII века определялась, прежде всего, термином »разум»(reason).
Английский юрист Кок, проводил различие между естественным и искусственным разумом, выражающимся в праве.
Разумность права познают немногие — лишь те, кто долго изучал практику.
Разумность – это общее, что объединяло право и закон, или естественный и искусственный разум, или право.
Разумность связывалась с практикой, т.е. с тем, насколько одна норма соответствовала другим, прошедшим проверку временем. Эта идея легла в основу концепции прецедентного права и определила особенности развития правовых систем «общего права».

Рекомендуем!  Основные положения культурологи права