Кризис реификации юридической науки и его значение для осуществления юридической деятельности

Плачевная картина, обрисованная выше, во многом обусловлена кризисом классического науковедения, выступающего имплицитной предпосылкой, стереотипом мышления подавляющего большинства ученых. Для последнего характерны наивные натурализм, универсальность, вера в причинность и предсказуемость и, как следствие, – реификация или гипостазирование объекта исследования.

Реификация – понятие

Суть реификации состоит в овеществлении абстрактных понятий, в представлении их как некой материальной сущности, обладающей самостоятельными бытийными свойствами, в том числе – воздействием на отношения между людьми. Если вспомнить марксизм, то овеществление (реификация) состоит в том, что отношения между людьми принимают видимость отношений между вещами, в чем состоит, в частности, товарный фетишизм.

Гипостазирование – это приписывание свойств существования идеальным объектам, понятиям и теориям, т.е. их онтсшогизация. К этим категориям социальных наук примыкает антропоморфизм (по терминологии Ф. Хайека), персонификационные метафоры, метонимии (по терминологии Дж. Лакоффа и М. Джонсона) – перенесение человеческих характеристик на неодушевленные предметы.

У Ф. Хайека можно встретить упоминание о том, что современным людям претит идея о том, что они не имеют невозможности на свое усмотрение комбинировать свойства, какие они считают подходящими для общества, и что не каждый комплект таких свойств будет являться долговечным.

Проще говоря, человек не может самостоятельно «сложить мозаику» представляемого им общественного порядка, используя наиболее приемлемые для него элементы. А итогом любого благонамеренного почина может стать ряд неприятных (не предполагаемых доселе) последствий.

Практика и теория юридической науки

Кризис реификации юридической науки, как представляется, может позволить преодолеть практический «поворот», как основание «постметафизического мышления» (по терминологии Ю. Хабермаса) в гуманитарной мысли. Идеи Л. Витгенштейна и Д. Остина в аналитической философии переместили центр тяжести в научных изысканиях со структуры на функции – перформативные практики использования языковых значений, порождающие деятельность человека.

Рекомендуем!  Закон или прецедентное право

Это побудило к изучению активности человека, интериоризирующего внешние стимулы во внутренние мотивы. Практический поворот как «постметафизическое мышление» состоит также в переносе акцента с теоретического знания на знание практическое, фоновое или личностное.

Фоновое знание (оно же – практики) по мнению Д. Серля – это совокупность принятых в культуре традиционных, опривыченных способов деятельности, навыков обращения с различными предметами и так далее. Практическое (или личностное) знание – это знание «как», а не знание «что», знание рецептов успешной деятельности.

Значение практической юридической техники

Практический «поворот» применительно к юридической науке – это новое прочтение роли и значения юридической практики и техники как структуры и устройства юридической деятельности. Юридическая техника – это, перефразируя известного и оригинального теоретика уголовного процесса А.С. Александрова, – грамматика (или синтаксис) юридической практики.

По его мнению, «юридическую технику следует понимать, как правопорождающую, правосозидающую деятельность, с одной стороны, с другой – как набор преддоговорных предположений, постулатов – юридических топосов, т. е. устоявшихся, выработанных веками фигур юридической мысли, и, наконец, – как умение речевыми средствами творить право на основе указанной юридической топики».

Если исходить из важных и плодотворных идей постструктурализма, посвященных дискурсу как порождающей практики, то можно утверждать, что юридическая техника – это не инструмент, прилагаемый к деятельности правоприменителя, но сама юридическая жизнедеятельность.

Именно жизненный мир (в интерпретации социальной феноменологии или Ю. Хабермаса) выступает конечным результатом действия юридической теории, проявляющимся в юридической технике, понимаемой в выше обозначенном социологическом ключе.