Мотивация в социальной феноменологии трактуется как цель, которой действующий субъект намерен достичь определенным действием в соответствующей ситуации.

В связи с этим А. Щюц выделял мотив «для-того-чтобы», относящийся к проекту социального действия. Кроме того, мотивация относится и к прошлому субъекта – это мотив «потому-что», выступающий основанием для будущего предполагаемого поведения.

Мотивация и право

Именно мотивация преломляет потребности и интересы в поведение человека и определяется как личностными, идиосинкразическими факторами, так и соотносимыми с ними аспектами социальной и групповой, прежде всего, идентичности.

Практический поворот формирует новую постклассическую онтологию права. Право с этой точки зрения создается человеком как «первичный произвол» и последующая «амнезия происхождения» (по терминологии П. Бурдье). Существует же право в знаковой форме социального представления и массовых практик, его реализующих.

Действие права – это трансформация норм в господствующие практики и личностное знание, а не юридическая сила нормативного правового акта. Существование и действие права – это всегда деятельность людей, воспроизводящих информацию, содержащуюся в знаковой форме правила поведения.

Субъектом права является человек и только человек, а не безличностный правовой статус. Человек представляет в правовой реальности (в правоотношениях, прежде всего) либо самого себя, и тогда он именуется физическим лицом, либо должность (должностное лицо), либо коллективное образование – коллективный субъект.

Норма права – это не просто формулировка статьи юридического текста (в большинстве случаев – нормативного правового акта), но формулировка, воспроизводимая социальным представлением и массовым действием (практиками) широких слоев населения.

Реальное право на основе мотивации

Из выше сказанного можно заключить, что «человекоцентристское» измерение права, сформированное в результате видоизменений социальных учений в соответствии с практическими понятиями, базисом коему послужили совокупности методов социального конструктивизма и схожие течения дискурс-анализа, доктрины социального направления, представляет реальное право в следующем виде.

Рекомендуем!  Диалектико-социологический подход к возникновению права

Всякое правовое явление (процесс, норма, институт) может быть одним из трех форм бытия – в виде массового поведения, знаковой формы и ментального образа, включая индивидуальные, групповые и коллективные формы проявления, взаимодействующие друг с другом

Правовое явление является плодом предыдущей практики, в том числе, означивания, в определенном смысле результатом произвола (по отношению к предшествующим юридическим явлениям и практикам), однако не способным быть любым, являясь одновременно сравнительно постоянной структурой – массово повторяющимся поведением, зафиксированным знаком и общепринятым ментальным образом

Оно никогда не является окончательно завершенным, а находится в состоянии постоянного переосмысления, а тем самым, трансформации.

Что есть юридическая практика

Юридическая практика, таким образом – это деятельность человека, в которой пересекаются (практически никогда не совпадают) интересы личностные и социальные, проявляющиеся во взаимных экспектациях, в соотнесении себя с социально значимым Другим.

Практика превращает человека в субъекта права, формирует нормы права через седиментацию множества персональных опытов и действий, т.е. систему права (правовую реальность) в динамике. Через юридическую практику философский уровень (исходные мировоззренческие начала права) и догма права наполняются конкретным содержанием.

Практика реифицируется (опредмечивается) в догму и принципы права и, в свою очередь, распредмечивает их, инкорпорируя в хабитус и фактические действия человека. В этом, как представляется, и состоит механизм действия права, функционирования правовой реальности.