Правовая культура как механизм воспроизводства правовой реальности

Понятие правовой культуры не может принципиально отличаться от своего родового понятия – культуры как таковой. Однако по поводу того, что же такое культура, существует множество точек зрения. Одни считают, что культура – это некоторое качество, отличающее, например, «культурное» поведение от «некультурного». Однако такой подход чреват расизмом, подразделяющим народы мира на культурные, и те, кто таковым качеством, якобы, не обладают.

Одномасштабность культуры и общества

Современная антропология утверждает, что «некультурных» народов не существует, несмотря на различный уровень их, например, экономического, развития. Сторонники другого подхода пытаются отыскать сферу культуры среди других сфер общества, сводя первую преимущественно к науке, литературе, искусству.

Однако культура представлена отнюдь не только перечисленными видами деятельности; к сфере культуры относятся ценности, нормы, идеи, знаки, символы, все ментальные явления. Поэтому объем культуры, в некотором смысле, совпадает с обществом (культура одномасштабна обществу – утверждает Л.И. Спиридонов).

Правовая культура и социальное бытие

Наиболее предпочтительным представляется третий подход, который условно может быть назван антропологическим. Суть его заключается в том, что культура – это специфически человеческий способ жизнедеятельности, проявляющийся, прежде всего, в знаково-символических формах.

Другими словами, культура – это сугубо человеческий мир, то, что является «человеческим» в мире. То есть, специфика социальности (социального бытия) проявляется именно в культуре, знаково-символических формах, опосредующих и определяющих специфику человеческих взаимодействий, наделяя их значениями и смыслами.

Действительно, социальным является только то, что приобретает смысл (индивидуальный) и значение (межличностное) социального («человеческого»). Именно этот подход будет взят за основу при характеристике правовой культуры. Правовая культура, в таком случае – это вся правовая реальность, включающая нормы, ценности, правовые статусы и их реализацию в правопорядке. Правовая культура в этом смысле тождественна правовой системе, выступая ее знаково-символическим, ментальным аспектом.

Рекомендуем!  Признание права собственности в порядке приватизации

Методика конкретизации взаимосвязи правовой культуры и социального бытия

Указанный подход является чрезвычайно абстрактным. Он нуждается в конкретизации, которая может быть осуществлена через раскрытие функций правовой культуры. Они обеспечивают процесс воспроизводства правовой реальности и тождественны рассмотренным выше стадиям воспроизводства правопорядка.

Таковыми являются:

  • экстернализация – совершение юридически значимых действий (шире – активности, в том числе, мыслительной);
  • объективация – фиксация активности человека в определенных знаковосимволических формах, результатах поведения человека, поддающихся интерпретации (например, ущерб от правонарушения, заявление в орган государственной власти, законопроект и т.д.);
  • трансляция объективированных результатов активности человека любому адресату;
  • селекция, то есть выбор из нескольких инновационных вариантов юридически значимой активности человека (проектов законов, обычаев, теорий) какого-то одного;
  • легитимация отобранного варианта поведения благодаря механизму подражания и диффузии широкими народными массами;
  • интернализация, то есть отображение всех предыдущих функций в правосознании, важнейшим элементом которой выступает правовая социализация.