Основные положения культурологи права

Одной из важнейших проблем культурной (ее иногда именуют социологической) антропологии является интерпретация культурного многообразия мира. Осознание несоизмеримости многообразных культур приходится на конец 60-х гг. XX в. Этому способствовали не только накопление этнографических данных (гораздо большее значение имеет их интерпретация), но и открытия в лингвистике и эпистемологии (науковедении).

Концепция Уорфа

Остановимся в этой связи на концепции лингвистической относительности Э. Сэпира и Б. Уорфа. Следуя за своими интеллектуальными наставниками – Ф. Боасом и Э. Сэпиром, Б. Уорф в конце 50-х гг. разработал достаточно сложную концепцию о том, как под влиянием структуры языка формируются привычные паттерны мышления. Отсюда вытекает идея о несоизмеримости членения опыта в разных языках.

Ознакомившись с трудами Уорфа, можно почерпнуть информацию о том, что человеку свойственно «дробить» окружающий его мир в том направлении, которое подсказывает ему его язык. Больше того – абсорбирование сознанием тех или иных явлений – типов и категорий окружающего мира – вовсе не основано на их самоочевидности. Сознание воспринимает события (типы и категории), как нескончаемую череду впечатлений, и формирует в стройную конструкцию именно благодаря хранящейся в нем (сознании) информации, в первую очередь, о языковой системе.

Западная юридическая антропология

Это представление об отсутствии единых критериев измерения различных культур не могло не получить отражение в юридической антропологии. Так, на основе этой идеи западные представители этой дисциплины настаивают на том, что принципиальной разницы между политической (потестарной, то есть классовой) организацией древних (в том числе – даже локальных общин охотников – собирателей) и современных обществ нет.

Рекомендуем!  Диалектико-социологический подход к возникновению права

В любом случае существует группа людей, отличающаяся своими властными функциями, следовательно, правовым статусом. Одновременно ими заявляется и аналогия (прежде всего функциональная) нормативных регуляторов (права) как в древности, так и в современности.

Мнение Норбера Рулана

Изучению юридико – антропологических характеристик разных народов и обществ прошлого и современности посвящены многочисленные работы Н.Рулана – основателя Французской ассоциации юридической антропологии. На африканском материале, преимущественно, основано его утверждение, что мышление аборигенов не может быть квалифицировано как «ущербное». Оно не в меньшей степени рационально, чем европейская логика.

Реализм мифологии, по его мнению, приводит к специфике обычного права. При этом одновременно существует представление о законодательной власти, которая в мифах персонализируется. Этим (африканским) народам присуща достаточно сложная структура (спецификация) права.

Вывод французского антрополога права примерно таков, что, несмотря на имеющиеся в научном мире предрассудки в сфере изучения эволюции, не следует считать, что существуют большие различия в области права, присущего традиционному обществу и обществу современному. Другими словами, это не до- или пред- право, а другое право.