Основные положения культурологи права
Основные положения культурологи права
Одной из важнейших проблем культурной (ее иногда именуют социологической) антропологии является интерпретация культурного многообразия мира. Осознание несоизмеримости многообразных культур приходится на конец 60-х гг. XX в. Этому способствовали не только накопление этнографических данных (гораздо большее значение имеет их интерпретация), но и открытия в лингвистике и эпистемологии (науковедении).
Концепция Уорфа
Остановимся в этой связи на концепции лингвистической относительности Э. Сэпира и Б. Уорфа. Следуя за своими интеллектуальными наставниками – Ф. Боасом и Э. Сэпиром, Б. Уорф в конце 50-х гг. разработал достаточно сложную концепцию о том, как под влиянием структуры языка формируются привычные паттерны мышления. Отсюда вытекает идея о несоизмеримости членения опыта в разных языках.
Ознакомившись с трудами Уорфа, можно почерпнуть информацию о том, что человеку свойственно «дробить» окружающий его мир в том направлении, которое подсказывает ему его язык. Больше того – абсорбирование сознанием тех или иных явлений – типов и категорий окружающего мира – вовсе не основано на их самоочевидности. Сознание воспринимает события (типы и категории), как нескончаемую череду впечатлений, и формирует в стройную конструкцию именно благодаря хранящейся в нем (сознании) информации, в первую очередь, о языковой системе.
Западная юридическая антропология
Это представление об отсутствии единых критериев измерения различных культур не могло не получить отражение в юридической антропологии. Так, на основе этой идеи западные представители этой дисциплины настаивают на том, что принципиальной разницы между политической (потестарной, то есть классовой) организацией древних (в том числе – даже локальных общин охотников – собирателей) и современных обществ нет.
В любом случае существует группа людей, отличающаяся своими властными функциями, следовательно, правовым статусом. Одновременно ими заявляется и аналогия (прежде всего функциональная) нормативных регуляторов (права) как в древности, так и в современности.
Мнение Норбера Рулана
Изучению юридико – антропологических характеристик разных народов и обществ прошлого и современности посвящены многочисленные работы Н.Рулана – основателя Французской ассоциации юридической антропологии. На африканском материале, преимущественно, основано его утверждение, что мышление аборигенов не может быть квалифицировано как «ущербное». Оно не в меньшей степени рационально, чем европейская логика.
Реализм мифологии, по его мнению, приводит к специфике обычного права. При этом одновременно существует представление о законодательной власти, которая в мифах персонализируется. Этим (африканским) народам присуща достаточно сложная структура (спецификация) права.
Вывод французского антрополога права примерно таков, что, несмотря на имеющиеся в научном мире предрассудки в сфере изучения эволюции, не следует считать, что существуют большие различия в области права, присущего традиционному обществу и обществу современному. Другими словами, это не до- или пред- право, а другое право.