Выполнение этого принципа-правила осложняется тем, что в условиях существования опережающих факторов, посредством которых практический опыт прошлого и настоящего накладывается на будущее и происходит распознавание перспектив мировой юстиции.

Эта взаимосвязь имеет ряд обстоятельств, согласно которым принципиально невозможно говорить об идеальной модели этого института судебной власти (ограничение определения перспективы).

Особое место в перечне этих обстоятельств занимает официальное декларирование, осуществляемое государством. Выбор происходит в пользу национального проекта становления российской государственности, в основе которого должны быть закреплены традиционные культурно-правовые особенности многонационального населения государства страны и активная его роль по отношению к культурно-исторической взаимосвязи.

Прогноз развития мировой юстиции

Правовой прогноз перспектив развития мировой юстиции в конституционно-правовом поле судебной власти России следует определять в двух наиболее важных для ее состояния направлениях – законодательного закрепления и развития ее возможностей, а также совершенствования механизма реализации этих возможностей.

Соблюдение этого принципа с точки зрения институционального измерения возможностей мировой юстиции означает учет предметного единства и состояния ее ключевых институциональных признаков. Только так можно минимизировать степень риска, снизить вероятность ошибок при правовом моделировании будущего мировой юстиции.

Окончательный выбор варианта направления моделирования мировой юстиции зависит от эффективности обратной связи между комплексной оценкой соответствия результатов работы мировых судей правовым интересам общества и правовой регламентации их места и роли в Российской Федерации.

Этот принцип универсален, целесообразен и продуктивен на федеральном и региональном уровнях институционального устройства мировой юстиции.

Проблемы совершенствования мировой юстиции

Совершенствование мировой юстиции должно осуществляться с целью улучшения не только качества судопроизводства (форм судебной деятельности), но и сохранения ценностных приоритетов в направлениях судебной деятельности мировых судей с учетом объективного существования и других институциональных признаков (свойств) мировой юстиции.

Рекомендуем!  Признаки и принципы права

Соблюдение этого принципа-правила является принципиальным, поскольку речь идет о комплексном изменении состояния института мировой юстиции.

К сожалению, современные взгляды на пути разрешения проблем совершенствования органов судебной власти, как правило, сводятся к постулату об абсолютизации совершенствования суда за счет улучшения качества судопроизводства.

В этом случае исходной посылкой является сомнительный тезис о том, что федеральным и мировым судьям свойственна только функция отправления правосудия. По всей вероятности, это вызвано тем, что ученые-юристы традиционно ограничивают исследования судебной деятельности только ее процессуальными аспектами.

Они справедливо выделяют ее отличительный от других видов государственной власти функциональный признак – отправление правосудия.

Пути модернизации мировой юстиции

При этом не принимается во внимание то, что в границах форм судебной деятельности (виды судопроизводства) процессуальные законы предписывают обязанность и (или) право судьи реализовывать не только функцию отправления правосудия, но и другие направления деятельности:

  • Социальную
  • Профилактики и предупреждения правонарушений
  • Идеологическую
  • Управленческую
  • Политическую
  • Информационную функции

Что, в свою очередь, ведет к искаженному представлению о месте и роли судов в урегулировании социальных конфликтов.

Так, М.П. Поляковым в публикации «О принципах совершенствования мировой юстиции» обосновывается идея ограничения области возможных технологических решений по модернизации института мировой юстиции лишь совершенствованием качества судопроизводства, что не совсем оправданно.

Автором не учитываются как минимум два существенных фактора.

Множественность и иерархичность построения институциональных признаков мировой юстиции (целеполагание, организация, судебная деятельность и профессиональная правовая культура мировых судей и работников их аппаратов).

Их объективная зависимость друг от друга в правовом режиме взаимоподдержки и непрепятствования.