Властные группы  и структура социального представления

Для того чтобы обозначить представления о государстве, необходимо рассматривать его в безотрывной связи с таким неотъемлемым элементом, как власть. Совокупность связей и отношений, именуемых социальными суть структура социального представления.

Структура социального представления

Структуру социального представления образуют:

  • во-первых, разделяемое социальной группой знание об объекте, которое можно измерить степенью осведомленности;
  • во-вторых, в социальное представление входит поле представления, характеризующее информацию с содержательной стороны и, одновременно, социальную группу. Другими словами, это конкретные образы, смысловые свойства, значения информации, входящей в социальное представление.
  • в-третьих, в социальное измерение входит аттитюд, выражающий общую (как позитивную, так и негативную) ориентацию субъекта относительно объекта социального представления.

Социальное представление о государстве

Социальное представление относительно такого абстрактного феномена, как государство, является аморфным, расплывчатым. Особо это касается образа государства, складывающегося на уровне коллективного бессознательного и на обыденном уровне правосознания.

Для этих уровней свойственна персонификация образа государства с политическими лидерами (главой государства в нашей стране), каузальная атрибуция (приписывание известной причины объясняемому явлению), стереотипичность восприятия государства, бинарность, защитный механизм положительной оценки «своей» нации-государству в противоположность «чужим».

В то же время для современного российского правосознания свойственно отчуждение населения от государственной власти. На этом противоречивом отношении персонификации и отчуждения следует остановиться подробнее.

Власть в государстве

Исторически государство в массовом правосознании нашего социума отождествляется с государственной властью, причем с конкретным носителем статуса главы государства. При этом первое лицо государства воспринимается положительно, в то время как чиновничеству большинство населения нашей страны не доверяют.

Отсюда противоположный образ государства как отчужденного от населения аппарата принуждения. Это проявляется, прежде всего, в отношениях населения со средним и низшим чиновничьим аппаратом, в которых человек выступает либо в роли объекта воздействия, либо просителя.

Рекомендуем!  Идеи разработки кодексов в штатах

Превращение инновации в традицию (или индивидуального образа в социальное представление) происходит с помощью механизма легитимации. В его основе лежит борьба различных социальных групп за навязывание своего мировоззрения (и видения государства – также), в которой используется условное понятие правящей верхушки «как власти учреждать данность через высказывание, власти заставлять видеть и верить, утверждать или изменять видение мира и, тем самым, воздействие на мир, а значит, и сам мир».

П.Бурдье называет такую власть «квазимагической», и она действительно имеет некую магическую силу за счет способности мобилизацией добиться ровно того же, чего можно достичь, используя силу – неважно, будет ли это сила физическая либо же экономическая, при этом она не должна становиться деспотичной, самовольной – она должна признаваться теми, над кем имеет место быть.