Личностные характеристики социального конструктивизма

Принятие и признание другого происходит как пересечение двух уровней: как отношение ЯТы (или «лицом к лицу), когда во внимание принимаются личностные характеристики адресата и как отношение Ябезличностный Другой, когда конкретный человек воспринимается как носитель статуса, а его личностные характеристики отходят на второй план.

Исходные посылки

П. Рикер замечает, что другой «расщепляется» на «другость межличностную и другость институциональную». И лишь «отношение к третьему, локализующееся на заднем плане отношения к «ты», обеспечивает основу для институционального опосредования, какого требует складывание реального субъекта права, иными словамигражданина».

В понятии «публичное пространство» выражаются, прежде всего, «условия множественности, возникшие в результате распространения межчеловеческих отношений на всех, кого встреча между «я» и «ты» оставляет вовне, на правах третьих». Такое принятие включает элементы как осознанности (сознательного, добровольного принятия), так и вынужденности, либо бессознательности (через формирование соответствующей привычки, установки).

Типизации

Эти исходные методологические посылки хорошо согласуются с идеями социальной феноменологии и с «мягкой» версией социального конструктивизма. Так, А. Щюц сформулировал понятие «типизации» как основной механизм поведения человека в его повседневной жизнедеятельности, из которого складывается интерсубъективный мир повседневности, воспринимаемый как естественная данность, не подвергаемая сомнению. В основе типизацийритуализированных способов поведениялежат две идеализации, два способа восприятия окружающего мира и себя в нем.

Первая идеализация может быть названа как взаимозаменяемость точек зрения. Она предполагает, что любой другой человек, окажись он на моем месте, воспринимает мир так же, как и я. Вторая идеализация формулирует совпадение систем релевантностей. Она касается того, что различия между людьми, обусловленные уникальностью биографических ситуаций, не являются существенными и не влияют на восприятие мира.

Рекомендуем!  Нормативные формы внешнего выражения права

Эти идеализации, определяющие повседневное общение, считаются само собой разумеющимися. «Умеренный» социальный конструктивизм утверждает, что в основе любого социального института лежит «первичный произвол», который в последующем реифицируется, зачастую даже натурализируется и приобретает видимость объективной данности.

Вопрос государственности

Применение диалогической методологи к анализу государственности предполагает разрешение антиномии индивидуальноеобщественное, на которую накладывается антиномия материальноеидеальное.

Можно ли определить государство как органическую целостность, или же следует вести речь о должностных лицах, воплощающих своими действиями это государство? Решение этого вопроса (как и других онтологических проблем юриспруденции) не может не основываться на некоторых философских предпосылках, выступающих метаоснованием юриспруденции.