Государственность – концепции, теории

Продолжая тему анализа государственности с точки зрения диалогической методологии, необходимо напомнить, что существует целый ряд концепций государства, разработанных представителями различных философских школ и направлений, имеющих, однако нечто общее.

Концепции государства

Большинство (возможно, практически все) концепции государства можно классифицировать на холистские и индивидуалистские, основанные, соответственно, на методологическом холизме и методологическом индивидуализме.

Их разрешение предполагает ответ на фундаментальный вопрос: существуют ли универсалии, и, если да, то в каком качестве?

Наиболее предпочтительной позицией по данному вопросу представляется средняя между реализмом и номинализмом, которую именуют концептуализм: универсалии не существуют в эмпирической, феноменологической реальности как явленная данность, но существуют в качестве идеального образа – понятия, обобщающего свойства единичных людей, действий, вещей, явлений, процессов.

При этом наделение социальных целостностей качеством идеального образа как психической или ментальной реальности не ставит под сомнение ее объективность. Более того, социальный мир – это, прежде всего, мир значений, которыми наделяются люди, действия, явления и процессы.

Целостность государства

Изложенное выше дает основание заключить, что государство как некоторая целостность существует в общественном правосознании, как объективная данность. В эмпирической же реальности государство представлено действиями конкретных носителей властных полномочий и людей, воспринимающих себя как представителей общества.

Думается, эта посылка согласуется с точкой зрения Л.С. Мамута: «Реально любое государство (публично-властным образом организованное социально-стратифицированное общество) существовало и существует благодаря внутреннему, органическому единству людей и приводимых их усилиями в движение соответствующих публичновластных институтов».

Заблуждением антропоморфизма и анимизма, по мнению Ф. Хайека, являются обыденные представления о том, что общество или социальный институт (включая государство) «действует», «регулирует», «решает» или «функционирует» само по себе.

Теория социальных представлений

Конкретизировать «идеальное» (социопсихическое) измерение государства можно с помощью теории социальных представлений, сформированной С. Московичи. Социальные представления суть господствующие в социальной группе обыденные знания о социально значимом с точки зрения этой группы объекте и ориентации относительного этого объекта.

При этом социальное представление, подчеркивает С. Московичи, – это не представление об объекте, существующем независимо от человека, а сам объект, который не может существовать независимо от действующих субъектов.

Рекомендуем!  Африканские суды