Диалектико-социологический подход к возникновению права
Диалектико-социологический подход к возникновению права в современной науке. Споры о возникновении государственности, а также права как абстрактного явления ведутся до сих пор.
Ученые выдвигают множество теорий и высказывают большое количество точек зрения. Некоторые, из которых кардинально противоположны друг другу.
В этой статье:
Понятие диалектико-социологического подхода
В теории права распространен подход, который можно назвать как диалектико -социологический. Этот подход связывает возникновение права с установлением в обществе отношений основанных на обмене, а также с отказом от локальных сообществ (Gemeinschaft по Ф.Теннису) и обращению и развитию общества в том смысле этого слова, в котором его понимают на сегодняшний день (Gesellschaft, то есть общество как эквивалент мира, человечества).
В качестве принципов общества основанного на обмене можно назвать:
- Свобода личности. Принуждение рождает совершенно иную форму взаимоотношений и полностью исключает возможность обмена.
- Равенство. Оно должно присутствовать хотя бы в качестве формального признака. Обмен как таковой исключает возможность принуждения его участников, а значит, его субъекты будут равны.
- Наличие частной собственности. Для того чтобы иметь возможность обменять какой-либо предмет общество должно признавать за субъектом права на этот объект.
- Понятие о формальном равенстве объектов материального мира.
На основе наличия необходимых принципов обмена и делается вывод о необходимости наличия адекватной правовой формы, регулирующей их. В качестве нее и выступает право, которое обеспечено государственным принуждением.
Рождение абстрактной правовой формы
Данная концепция изучалась многими теоретиками права и в частности Е.Б. Пашуканисом, который высказался в данном направлении следующим образом:
«Только в условиях товарного хозяйства рождается абстрактная правовая форма, то есть способность иметь право вообще отделяется от конкретных правопритязаний.
Только постоянное перемещение прав, происходящее на рынке, создает идею неподвижного их носителя.
Подобно тому, как регулярное повторение актов обмена конституирует собственность в качестве всеобщей категории, поднимающейся над субъективными оценками и случайными меновыми пропорциями, подобно этому регулярное повторение одних и тех же отношений – обычай – придаёт новый смысл, субъективной сфере господства, обосновывая ее существование внешней нормой».
Заметим, что эти идеи, не утратившие своего значения и сегодня, значительно ближе к аутентичному марксизму, чем его сталинская интерпретация.
Развитие общества как предпосылка возникновения права
Таким образом, возникновение права здесь связано с переходом от общества патриархального, традиционного (по терминологии М. Вебера) к индустриальному.
Сам этот процесс, по мнению немецкого социолога, обусловлен сменой типов рациональности – переходом от аффективных и ценностно-рациональных способах легитимации власти, являющихся по сути нерациональными (они основаны на вере в харизматические свойства лидера, кровно-родственные связи или привычку повиноваться, то есть личную преданность) к социуму, основанному на целерациональной организации (технической, формальной, а потому объективной рациональности).
В этой связи возникает вопрос: если не право, то что нормативно обеспечивает целостность, нормальное функционирование докапиталистических обществ?
Неужели в Японии до конца XIX века (только в это время там начинают развиваться капиталистические отношения) не было права?