Дискурсивное обоснование – понятие

Это понятие располагается на грани философии и лингвистики. В нем тесно переплелись значения как речевых категорий, так и смыслы, вложенные во французское слово discours, под которым изначально понимали лишь как речь как таковую.

Определение дискурсивного обоснования

Термином “дискурс” принято обозначать речь, развиваемую в монологе. Также это понятие означает и взаимосвязанные акты общения, которые могут состоять из диалогов и монологов в любой форме (зачастую объединённых общей тематикой), а также системы необходимых сведений, мнений собеседников и прочего, называемого внеязыковыми, или экстралингвистическими, факторами.

Дискурсивное обоснование производится при помощи системы норм универсального практического дискурса. в их список входят принципы и правила, являющиеся его процессуальным ядром, и формы практического дискурса. Эти нормы обеспечивают равенство ораторов, давая право участия в дискурсе, а также гарантируют свободу изъявления и отстаивания любых точек зрения.

Основоположники теории дискурса и дискурсивного обоснования

Данный взгляд на дискурс применительно к нормам морали впервые выразил Карл-Отто Апель. Им создана теория на основе концепции трансцендентальной прагматики – философского направления, ярким представителем которого считается этот учёный. Её дальнейшее развитие было продолжено Ю. Хабермасом. Этот философ утверждал: «Нормы только тогда имеют значение, когда они находят (или могут найти) согласие всех заинтересованных участников практического дискурса». Также он полагал, что «каждая значимая норма должна удовлетворять условию, что следствия и действия, которые предварительно возникают из всеобщего следования им ради удовлетворения интересов каждого отдельного индивида, могут быть без принуждения признаны всеми заинтересованными лицами».

Мишель Фуко – ещё один из основоположников современного дискурсионного понимания, – расширил определение дискурса, добавив контекст рассмотрения властных отношений и идеологии, в рамках которых дискурс принимает тот или иной общественный и политический оттенок.

Рекомендуем!  Идеологемы эпохи Просвещения

Подобные мысли высказывает относительно дискурса в праве и юридической состязательности Р. Алекси. Сутью его труда «Юридическая аргументация как рациональный дискурс» может служить следующая цитата: «Практический дискурс рационален, если в нем выполняются условия рационального практического аргументирования. Если эти условия выполняются, то результат дискурса верен. Следовательно, теория дискурса – это процессуальная теория практической правильности».

Правила дискурса

Следовательно, дискурс невозможен без правил, обеспечивающих его рациональность – одно из важнейших условий. По этому признаку практический разум и дискурсивное познание зачастую противопоставляются интуитивному, не пользующемуся для принятия и реализации своих решений системой подобных норм. Правила дискурса можно классифицировать многочисленными способами. Здесь целесообразно разделить их на две группы:

  1. регулирующие структуру аргументов;
  2. касающиеся предмета дискурса.

Нормы первой группы требуют:

  1. достижения согласия и единства во мнениях;
  2. универсализации точек зрения, объективности их оценки;
  3. справедливости, ясности и полноты приводимых аргументов;
  4. принятия во внимание последствий;
  5. взвешенности решений;
  6. принятия ролевого обмена;
  7. анализа возникновения моральных убеждений.

       Главная цель второй группы правил – обеспечение беспристрастности практической аргументации.

       Регулирующие её нормы называют “специфическими правилами”. Главные из них:

  1. Право быть участником дискурса есть у каждого владеющего речью;
  2. Любой из вступивших в дискурс может усомниться в любом мнении оппонента:
  3. a) любой участник имеет право ввести любое утверждение;
  4. b) Все участники дискурса имеют право выражать свои мысли, нужды и желания;
  5. Никто не может ущемить оратора в реализации его прав, указанных в первых положениях правил, во время дискурса или вне его.

Вышеприведённые правила регулируют процесс дискурса, гарантируя всеобщие права участникам без какой-либо дискриминации. Такие нормы – показатель общего характера теории дискурса. Им идентичны главные принципы правового государства – свобода и равенство. Эти же понятия – ключевые в осуществлении любого дискурса и приведения дискурсионного обоснования.