Завершение процесса институционализации норм права

Нормы права, как и все, что касается общественных отношений, не может не претерпевать изменений в ходе истории и развития общества. Зародившись в незапамятные времена, правила поведения в той или иной правовой ситуации постепенно переросли в институт права.

Как происходит институционализация права?

Зачастую (особенно в обычном праве) институционализация проходит на уровне правовой установки. Люди просто совершают определённые действия, ставшие привычными и кажущиеся неотъемлемой частью поведения.

Но как только норма приобрела форму закона(особенно это касается публичного и частного права), люди вынуждены подчиняться ей сознательно, согласовывая свои поступки с ней.

Вскоре такое поведение хабитуализируется (то есть «обрастает» привычками), дополняется здравосмысловым пониманием, ритуалами и стереотипами. Порой действие согласно таким нормам регулируется также мифами обыденного сознания и неосознанными интуитивными действиями, которые быстро возникают на основе привычек, связанных с нормой права.

Взаимосвязь норм права и правил поведения в историческо-временном контексте

Несмотря на то, что исторически правоотношения произошли прежде нормы права, на практике именно норма доминирует над правоотношениями, которые управляются ей. Можно условно считать, что норма права на своем примере показывает диалогическое отношение прошлого, настоящего и будущего.

Действительно, предпосылка нормы права находится в прошлом – это те обыденные действия, что в процессе институционализации стали правилами поведения. Сама норма права – настоящее – является моделью правового поведения.

Её цель – направленность в будущее, ведь имени будущее правовое поведение подтверждает претензию данного правила поведения быть нормой права.Таким образом, норма права соединяет три формы времени и направляет их в будущее, объединяя реальное и необходимым и реализуя необходимое в реальном.

Рекомендуем!  Действие судебного прецедента в пространстве и времени

Описанная выше проблема нормогенеза демонстрирует взаимосвязь не только реальности и необходимости, но и таких понятий, как объективное и субъективное, идеальное и материальное, традиционное и инновационное.

Норма права в практическом применении воплощает идеальное, объективное и традиционное, превращаясь в правовое поведение и «трансформируясь» в будущее. Но на стадии формирования нормы права другие полюса этого многогранного диалога, или полилога, начинают превалировать: субъективное, индивидуальное начало вносит материальным действием инновацию.

Эта инновация постепенно становится традицией; через некоторое время происходит новый выбор инновации, иди, если быть точнее, культура избирает очередную инновацию.

Семиотика в праве

Одним из наиболее увлекательных дискуссионных вопросов в теории права в наши дни является проблема внутренней, или семиотической структуры права. Принято думать, что первым начал изучать внутреннюю сторону права наравне с внешней (гипотеза, диспозиция, санкция) современный русский правовед Н. В. Разуваев.

Он писал, что «глубинная структура включает в себя три иерархически соподчинённых уровня (или плана): означаемого, значения и означающего». Эта формулировка предполагает понимание под означающим нормы, представленной символом, знаком, под означаемым – ценностей, выраженных в конкретном правиле.

Такой подход основан на достижениях семиотики. Он раскрывает сущность норм права с неизведанной ранее стороны, выявляя особенности и черты, ранее остававшиеся неосвещенными. Несмотря на это, выводы этого учёного представляются далеко не бесспорными.

Ещё в XIX веке немецкий философ Готлоб Фреге разработал представление о знаковой ситуации как о понятии, связывающем три элемента: предмет (или денотат, объем понятия) – знак(имя предмета, термин, его обозначающий) – понятие (десигнат, содержание названия). Взаимодействуя, знак и денотат образуют значение знака; отношение знака к понятию выражает заложенный в понятии смысл.

Эта модель получила название «треугольник Фреге». Она показывает, что восприятие человеком окружающей действительности происходит не напрямую, а посредством знаков-предметозаменителей.

Особый интерес вызывает осознание нормы права как знаково-символической реальности (вспомним, что нормой называют правило, зафиксированное в словесной форме).

Она замещает правовую реальность; её восприятие предполагает оперирование со знаковой формой нормы права одновременно в соотнесении с фактической реальностью (фактическими отношениями – юридически значимым поведением).

Она замещает собой правовую реальность; её восприятие предполагает оперирование со знаковой формой нормы права одновременно в соотнесении с фактической реальностью (фактическими отношениями – юридически значимым поведением).