Формы правообразования

Субъективный состав также предстает важной составляющей любого процесса, в том числе и тех случаях, когда дело касается правовых нововведений.

Участие в правообразовании субъектов правовой инновации

Определение субъектов правовой инновации представляет собой определение тех групп которые участвуют в правообразовании. В их качестве могут выступать представители правящей верхушки, референтная группа или непосредственно народ, его конкретная часть.

Сам по себе процесс правообразования содержит в себе два этапа. Их выделение в реальности весьма условно. Первоначально должна быть сформулирована проблема и выработаны варианты ее решения. Затем должен быть осуществлен выбор возможного варианта ее разрешения.

Таким образом, происходит трансформирование внешнего стимула в предполагаемый образец поведения оформленный юридически. Благодаря такому оформлению поведение помещается в рамки, где нежелательное поведение наказывается.

Факторы селекции формы права

Множество социальных факторов в мире влияют на селекцию формы права, тот или иной ее образец. Это может быть экономическая и политическая ситуация в стране, конкретная расстановка политических сил, особенности социокультурных связей сложившихся в обществе или имеющийся исторический опыт.

При этом нельзя сказать, какие конкретно факторы будут оказывать на процесс наибольшее влияние. Именно поэтому селекция формы права всегда будет включать элемент случайности, даже не смотря на наличие возможности достаточно верно предсказывать ход этого процесса.

Согласно терминологии Г. Моски часто бывает так, что правящая элита двигается по траектории созданной «неправящей» элитой. В таких случаях правящая верхушка может склониться к варианту инновации указанному направляющим варианту.

Правообразование правовых обычаев

В случае, если речь идет о правообразовании правовых обычаев, процесс осуществляется несколько иным путем. В данном случае инициатива полностью находится в руках референтной группы, которая часто является авторитетом для широких слоев населения. Авторство правового обычая часто скрывается за пеленой времени, установить его часто просто невозможно.

Для того чтобы правовой обычай стал законом, преобразовался в норму права необходимо его широкое распространение и применение в жизни большим количеством людей. Это становится возможным в случаях, когда пересекаются непосредственно функциональная значимость правила поведения и авторитетность субъекта его практикующего (как правило, социальной группы).

Широкие массы населения должны либо принять сложившийся обычай и легитимизировать его, придать ему необходимый статус, либо отказаться от него. Именно эти действия и включаются во вторую стадию правообразования правовых обычаев.

Здесь также нельзя назвать одну конкретную причину легитимации обычая либо зафиксировать необходимость ее отсутствия. Значимость и полезность правила оценивается при применении населением, как и авторитет правящей верхушки и референтной группы.

Но другие факторы, такие как социокультурные предпосылки, историческое прошлое и некоторые другие факторы также подлежат оценке. В то же время следует заметить, что полной «стопроцентной» легитимации никогда не бывает, так же, как и «нулевой», как правило, тоже.

Рекомендуем!  Конституции стран общего права