Классические подходы к определению конституционализма. Возможны разные критерии классификации конституционализма исходя из философских и философско-правовых оснований.

Классификация конституционализма

Так, можно говорить о конституции формальной и фактической, искусственной и естественной, индивидуалистической и органистической (холистской), либеральной и консервативной, естественно-правовой, социолого-правовой и позитивистской и т.д.

Но любой из перечисленных подходов в той или иной степени проявляется в институционилизированных, то есть, признанных научным сообществом (точнее, определенной его частью) теориях. Но в соответствии с классическим и постклассическим типами онтологии и гносеологии принципиально важно выделить соответствующие подходы к определению сущности и назначения конституции в обществе.

Классические подходы к определению конституции

Классические подходы к определению конституции и, соответственно, конституционализма, сложились в XIX в, когда, собственно говоря, сформировалась юридическая наука в современном смысле слова (включая теорию права и основные отраслевые юридические дисциплины) и когда конституция становится реальностью в правовых системах западных государств. Основой классификации представлений о конституционализме в это время выступает, с одной стороны, тип правопонимания, а с другой стороны, господствующий тип идеологии, которого придерживается тот или иной ученый.

Эти два критерия пересекаются. При этом возможен достаточно сложный симбиоз этих критериев, так как однозначной связи типа правопонимания и политической идеологии не существует. Вместе с тем для консервативной идеологии более характерны либо естественно правовой подход, либо историческая школа права.

Более важным является институциональный критерий отнесения конкретного исследователя и самоотнесения себя к той или иной группе ученый, разрабатывающих соответствующий подход к определению сущности конституции. Именно институциональные направления станут основанием для рассмотрения исходных положений конституционализма. Таковыми являются позитивистская, либеральная и социологическая онтологии конституционализма.

Рекомендуем!  Подходы к определению типов правопонимания

Позитивисткая трактовка конституции

Первая, позитивистская трактовка конституции, определяет ее как основной закон государства. В своих работах Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин делают вывод о том, что термин «конституция» употребляется в самых различных значениях и наделяется характеристиками, которые значительно разняться. Вместе с тем большинство людей понимают под конституцией особый юридический документ, который имеет определяющее значение для жизни не только отдельного индивидуума, но и для жизни социума и для государства в целом.

Именно здесь закрепляется общественный строй и положения о государстве, а также положение непосредственно человека и гражданина, и осуществление власти с помощью народа, здесь же закрепляются взаимоотношения структурных единиц государства и самого государства с мировым сообществом. Благодаря такому широкому кругу вопросов регулирования конституцию именуют основным законом государства. Близкое к этому определение конституции дает А.С. Автономов. В XVIII в. окончательно доктринально оформляется концепция конституционализма, согласно которой, конституция представляет собой фундамент правовой системы страны.

Этот подход основывается на позитивистской философии и правопонимании. И. Бентам полагает, что право представляет собой систему знаков, изданных сувереном и обеспеченных мерами государственного принуждения. Д. Остин характеризует право как приказ суверена, обеспеченный санкцией. Таким образом, право для приверженцев подхода отождествляется с его выражением во вне, т.е. с законом. То же самое касается и конституции. При этом важно то, что для «фактических позитивистов» конституция представляется как искусственное образование, созданное по усмотрению законодателя.