Интересы и потребности как регуляторы общественной жизни

Жизнь каждого человека регулируется всевозможными нормами и правилами. Среди этих регуляторов деятельности людей особняком стоят такие понятия, как интересы, стремления, потребности и подобные им категории. Продиктованные внутренним сознанием, они приобретают внешнее выражение, управляя действиями индивидов.

Влияние на социальную деятельность индивида

Потребности, стремления, намерения, желания, интересы – факторы, выражающие ответную реакцию разумного человека на факторы окружающего его мира. Согласуя свои действия с ними, он поступает расчётливо, целесообразно и обдуманно.

Это и есть первичный и наиболее действенный этап регулирования человеческой деятельности в обществе, содержащий обоснование его присутствия и творческого призвания в социуме.

На этом этапе, по мыслям немецкого философа Гегеля, абсолютно все производится и происходит для удовлетворения потребностей действующих лиц. Ими Гегель называл частные лица с их индивидуальными потребностями, интересами и пр.

Реализация любых интересов, будь то личные или групповые, регулирует поведение индивидов, то есть оказывает на них регулятивный эффект. Благодаря ему в некоторой степени преодолевается беспорядочность движения социальных процессов (окончательно упорядочивают их другие регулирующие общество механизмы, например, нормы права).

Влияние первичных регуляторов на развитие человечества

Гегель об интересах и потребностях.

Многие выдающиеся философы полагали, что именно эти примитивные и первичные регуляторы деятельности были главным двигателем исторического развития человечества.

Среди них стоит отметить Гегеля, чьи слова приведём здесь снова: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает, … что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей … таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль. …Можно найти и общие цели, желание добра, благородную любовь к отечеству; но … это всеобщее играет ничтожную роль».

Рекомендуем!  Онтология в правопонимании

Хотя Гегель известен идеалистическими взглядами, в приведённой цитате можно заметить: он определённо не считает идеальные мотивы решающими и основополагающими для хода истории. Напротив, он возводит весьма примитивные регуляторы в ранг главных двигателей истории, что идеалистам вовсе не свойственно.

Такой подход не преувеличение: именно в сфере этих первичных регуляторов разрешаются многие проблемы или складываются предпосылки для разрешения задач нормативного регулирования общества (например, в сфере права, морали).

Взаимосвязь с общественными нормами

Таким образом, потребности и интересы напрямую связаны с общественно регулируемым поведением по двум причинам: из-за своего непосредственного участия в нормогенезе и из-за прямого регулирующего эффекта, оказывающего влияние на действия человека внутри социума.

В складывании норм они участвуют как фактор, определяющий их основные особенности и черты. Они управляют жизненными процессами по меньшей мере в двух формах. Одна из них – продолжение актуальности интересов и потребностей и их направляющая функция после получения своего отражения в какой-либо социальной норме.

Они по-прежнему «ведут» норму к результату, помогая выдержать противодействие прочих факторов, среди которых зачастую оказываются и другие интересы и потребности. Вследствие этого человек реализует норму, опираясь на мотивацию, психическую и социальную.

В основе любой нормы находятся видоизмененные интересы и потребности, задающие поступкам социальный смысл и направленность. Так, никакая норма права не выполнялась бы, будь она оторвана от интересов людей, в чьём представлении норма напрямую связана с целями реального действия.

Подобное поведение можно обосновать достаточно просто: норма права соответствует потребностям и интересам этих людей. Правомерным поведением, в сущности, называется такое поведение, которое является продуктом согласованности правовых норм и первичных регуляторов деятельности. Однако такое взаимодействие порой невозможно.