Критерии современности правопонимания: современна ли интегративная концепция права?

Для понимания права теоретиками были разработаны критерии. Сущность которых, заключается в обосновании права при помощи определенной методологии. Процесс правопонимания постоянно проходит ступени развития. Концепции права исследуются научными сообществами, например, философией эпохи постмодерна, концепции конструктивного эмпиризма и др.

Правопонимание относится к проблематике философии права, так как обосновать право «изнутри», из самого права, методами, которыми право сформировано (формализовано) невозможно, – это противоречит ограничительным теоремам К. Геделя. Поэтому эксплицитно или имплицитно в основе любого правопонимания лежит определенная философия, которая выступает его исходной предпосылкой, а тем самым обосновывает право исходя из соответствующей картины мира, мировоззрения, идеология, системы ценностей.

Процесс становления правопонимания

Очевидно, что право контекстуально обусловлено как исторической эпохой. Процесс становления права прошел определенную ступень развития через определенный порог социально-культурной и цивилизационной формации. Некоторую роль в становлении право оказало научное сообщество, суть которого в выработке, трансляции и пропаганде последователями школ, соответствующих теорий развития права. Используя логические и объективно истинные практические знания, происходит построение права, которым располагает на данный момент соответствующая наука.

Поэтому теория права (правопонимание) не может «перепрыгнуть» границы интеллектуального консенсуса, эпохи и культуры-цивилизации. Правопонимание прошло множество этапов в определении критериев и результатов осмысления социальных явлений, признаваемых в обществе.

Значение эпохи постмодерна в правопонимании

Философия (мировоззрение) эпохи постмодерна (или постиндустриального, информационного общества) даже в «мягкой» ее версии, основанной на принципах постклассической науки (которые, в свою очередь, «выросли» из методологии релятивизма квантовой физики, критической социальной философии «Франкфуртской школы», лингвистического и антропологического «переворотов» в гуманитарном знании и синергетики), показала неадекватность этих постулатов.

Рекомендуем!  Основы конституций зарубежных стран

В самом общем плане постмодернисткое правопонимание можно обозначить несколькими концепциями права: феноменология права, герменевтика права, экзистенциализм права, антропология права, синергетика права, диалогическая теория права. Каждая из этих концепций соответствует нескольким теориям права, которые имеют единство в методологи.

Умеренная версия социального конструктивизма признает определяющую роль социальных структур, задающих границы, контекст активной деятельности действующего субъекта, однако утверждает важность индивидуальных действий персонифицированного человека, которыми социальные структуры воспроизводятся, в том числе, и преобразуются.

Критерий познаваемости в концепции права

Познаваемость (полная, абсолютная) мира в современной эпистемологии отвергается как ограниченностью научного познания, так и многомерностью, принципиальной неисчерпаемостью объекта познания (особенно социального). Это не отрицает необходимости его познания, но говорит о невозможности достичь абсолютной истины, аподиктического знания.

Ни одна теория не является абсолютно верифицируемой, полностью определяемой эмпирическими фактами, утверждает автор концепции «конструктивного эмпиризма» Б. Ван Фраассен. Так как, в любой теории есть недостатки, которые устраняются следующими последователями и школами права, а также теоретическими и практическимиисследованиями процесса правопонимания.