Наблюдения за коллективным поведением социальных групп
Наблюдения за коллективным поведением социальных групп. Каждое действие или поступок продиктованы наличием определённого интереса, который и становится мотивом деятельности. Эта истина не вызывает ни единого сомнения, пока дело касается отдельного человека. Но что диктует поступки группы людей, ведь у каждого имеются свои интересы, которые вовсе не обязательно совпадают с интересами других?
В этой статье:
Субъективный и объективный интерес: сходства и различия
Интерес непосредственно касается существования субъекта и исключительно через него, благодаря ему и соразмерно ему связан с его психикой и сознанием. Отсюда в известном затянувшемся споре ученых-обществоведов по поводу того, объективен, субъективен или объективно-субъективен интерес, большинство придерживается точки зрения, согласно которой интерес по своей социальной природе объективно-субъективен, отражает как движение и логику бытия, так и сознание.
Он образуется изначально в конкретной ситуации как некий особый «предмет», относительно независимый ни от законов познания, ни от реальных возможностей воли. Также существует интерес, данный объективно, каким его видят экономисты и социологи, и субъективный интерес, по сути, тот же самый, но осознанный, психически усвоенный его носителем.
Поскольку они не совсем идентичны и почти никогда не совпадают полностью, то для обозначения интереса субъективного уместнее будет использовать другой, более точный термин, например, заинтересованность.
Стоит отметить, что в ординарных ситуациях не столько интерес как таковой, сколько прямая заинтересованность субъекта становится активным регулятором деятельности, побуждающей выбрать определённый вариант поступка из нескольких. Заинтересованность порождает интенции, желания, стремления, несёт в себе большой эмоциональный заряд.
Высокие регулятивные эффекты достигаются тогда, когда субъект заинтересованно и направленно совершает поступки, чтобы реализовать свои интересы. Однако интерес может быть плохо осознанным. В таком случае он может существовать, будучи неосознанным, сокрытым для своего субъекта и, следовательно, не осуществляясь.
Интерпретатором интереса, инициатором его познания и осознания не обязательно является сам субъект-дестинатор, потому в жизни и в истории имеется масса примеров, наглядно демонстрирующих, как кто-то открывает глаза отдельным людям, социальным группам на их собственные интересы.
Поэтому практика социального регулирования складывается под воздействием интересов различного уровня осознанности и разной степени заинтересованности в результатах своей деятельности людей. Здесь определяется мера активности и силы множества регулятивных факторов, действующих в обществе.
Что есть интерес социальной группы
Наблюдения за коллективным поведением социальных групп и общностей, безусловно, подталкивают нас к определению группового интереса как объективного явления, но здесь важно не потерять момент, подчёркивающий специфическое положение и направленность развития носителя данного интереса.
Некоторые социологи и экономисты считают достаточным понимать под интересом «объективное отношение общности, группы к своим нуждам и потребностям и условиям своего существования». Но это лишь область отношений, к которой принадлежит интерес (и не один только интерес), тогда как ничего не сказано о нем самом.
Как объяснить, что группы имеют схожие, почти тождественные потребности, практически одинаковые условия жизни, а интересы у них разные, подчас прямо противоположные? Неудовлетворительность приведённого выше определения становится ещё более заметной, если проанализировать интересы больших социальных групп, стран, наций, государств. Интерес является категорией, характеризующей развитие субъекта, и этот момент является весьма существенным.
В онтологическом смысле прогресс есть движение сущностных сил субъекта вперёд, а не назад, неукротимое стремление совершенствовать собственное бытие. Бороться за свой интерес — значит отстаивать свое право на развитие. Но прогрессивные возможности бытия в различных обстоятельствах могут проявляться по-разному: когда человеку грозит гибель, его интересует лишь то, что поможет ему выжить.
Отдельный индивид, как и крупный коллектив, действуя в собственном интересе, непременно укрепляет себя, повышает свою жизнестойкость, достигает новые ступени развития. В кругу интересов субъекта содержится то, что способствует его совершенствованию, и не включает все, что ему мешает.
Содержание интереса
В содержании интереса необходимо видеть истину и смысл бытия субъекта. В чем же этот смысл и в чем эта истина? Очевидно, в совершенствовании бытия, наиболее полном его развёртывании, в количественных изменениях в сторону большего, в качественных преобразованиях в сторону лучшего.
Иначе говоря, интерес субъекта есть категория, которая связывает его объективное жизненное положение (статус) с объективными возможностями его саморазвития, наиболее полного самовыражения. Названия интереса заслуживает любой объективно сложившийся для субъекта шанс его прогрессирующего развития, совершенствования, роста.
Интерес подразумевает под собой все, что в данном историческом контексте могло бы способствовать совершенствованию, эволюции субъекта (индивида, группы, класса, общества в целом) по восходящей линии. Деградация, упадок, гибель абсолютно противоположны интересам субъекта, являясь их антиподами. При определении объективного интереса здесь взят критерий прогресса в онтологическом и историческом значении.