Социальное представление о праве как таковом

К представлению о праве как таковом существует множество подходов в теории. Одним из наиболее интересных для науки представляется подход П. Бурдье.

Подход П. Бурдье

Достаточно привлекательным представляется подход П. Бурдье по преодолению дихотомии «вульгарный социологизм» и (не менее) «вульгарный сциентизм» – антагонизм интерналистского и экстерналистского способов интерпретации науки – с помощью концепции «поле науки». «Поле» в терминологии П. Бурдье – это совокупность позиций, которые занимают агенты (субъекты) поля.

Позиции в поле определяют как представления агентов на поле, так и на собственные практики в нем. Важной (если не важнейшей) особенностью поля является его автономия, то есть относительная независимость функционирования поля от внешних принуждений.

Поле переопределяет все внешние воздействия собственной «логикой» (его способность к рефракции). При этом главными показателями капитала (статуса позиции) в поле науки являются два вида власти: политическая (официальный статус) и власть престижа.

Автономность поля науки

Автономность поля науки состоит в том, что борьба за власть (символический капитал) в нем происходит по правилам самого поля науки – по правилам научной аргументации.

Очень важно отметить, что П. Бурдье не ограничивается редукцией науки к властным отношениям, как это делает, например, М. Фуко, и даже к оперированию специальными понятиями ради ее достижения.

Он утверждает, что именно «автономизация научного поля делает возможным установление специфических законов, которые, в свою очередь, способствуют прогрессу разума и посредством этого – автономизации поля».

Связь правовых явлений с социальным представлением

Сохраняются ли в ситуации «постклассики» такие критерии научности, как объективность, универсальность, истинность, достоверность знания?

Рекомендуем!  Результативность права

Дабы не впадать в неумеренный радикализм и не призывать к их «сбрасыванию с корабля истории», следует еще раз заметить, что критерии классической науки наполняются другим значением, принципиально отличающимся от традиционного. Другими словами, можно сохранить старые названия, но в новом контексте их содержание значительно иное, по сравнению с «классическим».

Объективность научного знания становится интерсубъективной, ментальной конструкцией. Объективно сегодня то, что приобрело значение объективного в общественном сознании.

В основе, так понимаемой объективности лежит конструктивистская деятельность референтной группы по формированию ментальных (социальных) представлений и соответствующих «воображаемых сообществ» (по терминологии Б. Андерсона). Но будучи сформированным, социальное представление (докса) существует как (или как бы) независимая от воли и желания отдельно взятых индивидов.

Требуются серьезные усилия по изменению или ликвидации (устранению) таких правовых явлений (чаще всего – институтов), которые одновременно являются научными понятиями. Тем самым правовое явление (институт) существует неразрывно с социальным представлением о нем, зачастую приобретающим понятийную форму.